Kickstarter — с миру по нитке

Все-таки мы живем в удивительное время — во время, когда традиционные экономические и маркетинговые законы перестают работать, и на смену им приходят новые, кажущиеся странными клуджами. Kickstarter — яркий пример такого нового явления. Это система микрофинснсирования независимых проектов, название которой уже стало нарицательным.

Артур Кларк когда-то мечтал о нанороботах, которые будут достаточно умны, чтобы собирать самих себя — своеобразная цепная реакция в мире создания новых вещей. Кикстартер воплотил мечту Кларка, но только в области экономики и маркетинга. С помощью Кикстарера можно легко собрать денег на еще один (или несколько) кикстартеров, а так же на кучу всего другого. Давайте посмотрим как все это работает.

Процесс создания и продвижения на рынке любого продукта (от небольшого устройства-гаджета до музыкального альбома или книги) требует немалых начальных инвестиций. Разработчикам устройства нужны деньги на прототипирование и создание технологии, а так же на оборудование и материалы. Писателю или музыканту нужно время, чтобы создать свой шедевр, и все это время они должны что-то кушать. Одним словом, деньги нужны всем, даже самым отъявленным гениям. Но где же их взять? Можно обратиться в банк за кредитом (дорого, долго и негарантированно), можно создать стартап (аналогично) или продаться в рабство лейблу (неэффективно). Было бы здорово собрать будущих пользователей, слушателей и читателей, и попросить у них у каждого взаймы небольшую сумму, буквально несколько долларов — это и стало бы первоначальным капиталом. В итоге авторы получили бы деньги, а все участники проекта — свой продукт, но через небольшое время. Именно так и работает Кикстартер.

Кикстартер — это большая система микрофинсирования, срощенная с социальной сетью наподобие фейсбука, но только вместо лайков у пользователей есть возможность поддержать интересные проекты небольшой суммой денег.

Процесс получения кредита в Кикстартере выглядит следующим образом:

  1. Обладатели очередной Гениальной идеи (изобретатели, музыканты, журналисты, писатели и другие талантливые ребята) тщательно описывают свою идею: снимают ролики с прототипом, готовят подробные превью, фотографии, образцы, и выкладывают все это на сайт. Часто для проекта создается отдельный промо-сайт. В Кикстартере действует простое правило — чем красивее и подробнее описывается проект, тем больше денег он обычно собирает.
  2. Для пользователей готовятся так называемые пледжи — инвестиционные наборы. К примеру, группа изобретателей собирает деньги на выпуск красивого постера из переработанных экоматериалов. Она готовит для будущих инвесторов несколько пледжей. Самый дешевый из них может стоит 1-2 доллара — такой инвестор получит за свои деньги в ответ только «спасибо». Тот, кто пожертвует 5 долларов, получит постер. Тот, кто потратит 7 долларов получит два постера, 10 долларов — три постера. Инвестор, потративший 30 долларов, получит 20 постеров и, к примеру, две эко-сумки. Количество пледжей каждого вида ограничивается, и обычно самые дешевые расхватываются очень быстро.
  3. Для проекта устанавливается минимальная сумма, необходимая для его завершения и срок, к которому она должна быть собрана. К примеру, создатели постеров хотят получить 20.000 долларов за пять дней.
  4. После того, как сумма будет собрана, Кикстартер снимет с нее свои 5%, после чего оставшиеся деньги переводит создателям проекта.
  5. Создатели проекта осваивают средства, возвращая кредит продукцией.

Особенность проекта заключается в том, что ни у микроинвесторов, ни у самого Кикстартера нет гарантий того, что создатели проекта потратят деньги на дело, а не просто украдут их. Система основана на честности и взаимном доверии, и такой подход оправдывает себя — проект практически не знает случаев, когда деньги тратились зря.

Кикстартер только на первый взгляд кажется игрушкой для альтруистов и изобретательных хипстеров. За 2011 год проект собрал в общей сложности более 100 миллионов долларов инвестиций для 4.000 проектов. Это 4.000 малых бизнесов, большинство из которых после «пинка» продолжают развиваться и получать прибыль.

К примеру, создатели алюминиевой док-станции для iPhone под названием Elevation Dock рассчитывали собрать 75.000 долларов за три дня. На самом деле ребята собрали почти полтора миллиона долларов, обрели десятки каналов продаж своих доков, и сейчас буквально процветают. Скажите, в каком-нибудь банке дадут 1,5 миллиона долларов беспроцентного кредита небогатому промышленному дизайнеру из Орегона просто ради того, чтобы он смог реализовать свою мечту — выпустить самый красивый и удобный док для iPhone?

В России тоже есть немало кикстартер-проектов, правда большая их часть финансирует только музыкальные группы. Интересно, возможен ли в нашей стране подобный сервис микрофинсирования, основанный на честности и трудолюбия, появится ли наш, россйский Кикстартер? Кто знает…

Поделиться