Онлайн-курсы – это удобно: заплатил денег, сел у компьютера, захотел – послушал, не захотел –выключил. Затем получил сертификат и понес его работодателю, а может быть и просто поставил на полку для коллекции. Их распространение не выглядит угрожающим, потому что в нашей стране еще не привыкли доверять интернет-технологиям. А западные ВУЗы уже в очередь встают, чтобы заключить договор с компанией, организующей эти видеолекции.
О том, насколько оправдан такой ажиотаж, как он сказывается на реальном образовании и в какую точку смотреть во время записи прямого эфира обычному профессору, рассказала недавно газета The New York Times.
Преподавание социологии — самое важное в жизни Митчела Дунайра, профессора Принстонского Университета. Он учит этому уже 30 лет, учебник социологии, написанный им в соавторстве с коллегой, переиздан в восьмой раз.
Но прошлым летом, когда Митчел начал вести бесплатные онлайн-курсы, ему пришлось столкнуться с новыми для себя проблемами: социологическими и психологическими. Например, в какую точку смотреть, когда идет запись, или как 40 000 студентам поделиться своими идеями через Интернет? А как проверять полученные знания?
Во многом пример профессора Дунайра, который демонстрирует этапы «эволюции» от профессора в аудитории до онлайн-инструктора десятков тысяч людей, показателен для всего высшего образования. Существуют уже несколько компаний, которые предлагают элитное обучение, ничем не уступающее обучению в колледже. Вы можете учиться в кампусе – и тратить деньги, или получать знания онлайн – совершенно бесплатно.
Эти MOOC (massive open online courses)демонстрируют революционный подход к обучению, используя краудсорсинг-технологии («помоги другому») и форумы. Они позволяют охватить гигантскую аудиторию, не отнимая много времени у квалифицированных профессоров.
Уже сейчас онлайн-курсы – опасная для университетов и колледжей тенденция. Оплата обучения для многих студентов является большой проблемой, а в большинстве стран она только растет. Впервые онлайн-лекции привлекли внимание мировой образовательной среды, когда профессор Себастьян Трун из Стенфордского Университета прочитал через Интернет бесплатный курс об искусственном интеллекте. Его курсы собрали 160 000 слушателей из 190 стран. В результате бури, произведенной в СМИ, элитные ВУЗы начали проводить свои MOOC, рассчитывая, в конечном счете, тоже сорвать денежный куш.
Но даже платные онлайн-лекции набирают обороты: на них записываются миллионы слушателей. И приносят немалый доход таким компаниям, как Udacity (проект профессора Труна и Стенфордского Университета), EDX (совместному предприятию Гарварда, Массачусетского Технологического института) и 200 другим.
Никто не знает, что с этими курсами будет дальше, но их массовость бесспорна: пенсионеры из штата Индиана просто хотят узнать что-то новое, а студенты из Индии видят в MOOC спасательный круг бесплатного качественного образования.
Аудитория в восторге от идеи онлайн-образования, но преподаватели сталкиваются с множеством трудностей, о чем рассказывает профессор Дунайр: «По началу это было пугающе. Ты уже привык к живой аудитории и просто не понимаешь, как читать лекции неизвестно кому, не получая никакой реакции. Я рассказываю о пытках заключенных в арабских странах, различиях в IQ между представителями разных национальностей. И зная, что лекции слушают люди из разных стран, я боялся, что встречу их потом в качестве примеров американского этноцентризма».
Но обратная связь, отклик студентов пришел быстро. Через несколько минут после лекции на сайте трансляции появились сотни, а затем и тысячи комментариев и вопросов – слишком много для одного профессора Дунайра. Но краудсорсинг-технология помогла: студенты ставили «лайки» важным на их взгляд вопросам и поднимали темы в рейтинге. Таким образом, преподаватель видел, что вызывает больше всего интереса. И рассказывал подробнее.
Большая аудитория
Лучшие университеты мира видят в онлайн-образовании возможность увеличить свой престиж и расширить аудиторию. Некоторые, более мелкие, начинают беспокоиться, ссылаясь на перспективу потери «фирменной привлекательности». Больше всего рискуют средние колледжи, диплом которых вполне сопоставим с сертификатом об окончании цикла MOOC.
«Мы достигли той критической точки, когда каждый крупный университет думает о том, чтобы еще такого сделать в Интернете» — говорит Питер Макферсон, президент Ассоциации публичных университетов. «В некотором смысле MOOC на базе лучших университетов мира – это прикрытие для остальных ВУЗов, которым не приходится оправдываться за введение более бюджетных онлайн-курсов».
ВУЗы в спешке выстраиваются в очередь, чтобы объединиться с существующими компаниями MOOC. Coursera, образованная усилиями Принстона , Стенфорда, Пенсильванского и Мичиганского университетов, сейчас объединяет 33 учебных заведения, занимая лидирующие позиции в мире. Но EDX наступает ей на пятки. Большинство элитных компаний уже вышли за рамки бесплатного онлайн-образования и берут плату за свои сертификаты и возможность сдать очный экзамен.
Эта краудсорсинговая версия колледжа уже прокладывает себе путь во все научные сферы. Начиналось все с курсов о компьютерных технологиях, но профессор Дунайр стал одним из пионеров, обучая онлайн гуманитарной дисциплине. Это сопряжено с некоторыми сложностями: социология требует написания эссе и исследований, но профессор предложил студентам на первых этапах проверять друг друга самим, а на экзаменах в середине и в конце семестра присылать работы непосредственно ему.
Существуют курсы по современной американской поэзии (слушателем которых является даже сенатор Ричард Дж. Дурбин из штата Иллинойс), по политике в области здравоохранения и доступности медицинских законов (их читает доктор Иезекииль Дж. Эмануэль, бывший советник Белого Дома по вопросам здравоохранения), даже по введению в импровизацию.
Профессора научились получать удовольствие от большой аудитории, к которой они никогда бы не смогли обратиться в реальности. Доктор Иезекииль показывает журналистам открытку от студента из Шри-Ланки, Ол Филрай, профессор поэзии, рассказывает о 81-летнем замкнутом греке, который получил 180 комментариев к своему эссе об Эмили Диккинсон. Есть истории о пожилых студентах, выполняющих домашнюю работу на пару со своими сиделками, или о работниках Конгресса США, заказавших курс политики в области здравоохранения.
«Дикий Запад»
Профессор Дунайр был в восторге: «За три недели я получил больше откликов на свои идеи, чем за всю жизнь. И обнаружил, что нет такой щекотливой темы, которая не может быть вынесена на обсуждение мировому сообществу».
Обсуждения на форумах породили глобальный обмен идеями. Вскоре после старта курсов по социологии, профессор Дунайр рассказывал о социальных нормах, используя в качестве примера отсутствие туалетов для уличных торговцев, а студенты из Гонконга, Индии и России комментировали ситуацию в своих странах.
Между тем, в мире на основе онлайн-обучения формируются целые исследовательские группы. К примеру, в столице Непала Катманду 22-летний студент по имени Дипендра слушал лекции и готовился к экзаменам вместе с четырьмя друзьями.
«Мы рыскали по всем форумам, чтобы посмотреть, каким темам профессор Дунайр уделяет больше всего внимания, чтобы предсказать вопросы на экзамене» — рассказывает он.
Чтобы создать ощущение принстонской аудитории для онлайн-студентов, Митчел Дунайр проводит видео-лекцию в помещении с 6-8 студентами. Одним из них стал и Дипендра – давний слушатель социолога. К нему присоединились ребята из России, Ирана и Принстона.
Для Дуга Маккензи, 34-летнего пожарника из Филадельфии, присутствие в комнате видеочата нескольких «живых» студентов» оказалось решающим моментом: «Я думаю, что надо уметь очень понятно излагать свои мысли и быть крайне тактичным, чтобы тебя понимали люди из разных стран. Я тоже решил подключиться, и за период курсов выяснил несколько важных вещей. Например, почему мои родители воспитывали меня так, а не иначе, или какой модели поведения я соответствую».
Сейчас организаторы MOOC научились упаковывать курсы в красивую обложку, сопровождать их викторинами и тестами, создавая моментальную обратную связь. Но онлайн-обучение по-прежнему является экспериментальным, особенно для гуманитарных наук.
«Это все еще в новинку для нас» — усмехается Митчел Дунайр. – «Это все еще Дикий Запад».
Тестирование, тестирование
Сейчас, спустя месяцы после первого онлайн-курса, Дунайр и его помощники стали вручную проверять каждую выпускную экзаменационную работу. Средняя оценка его студентов – 16,94 балла из 24 возможных. Для сравнения, средняя оценка студентов колледжей – 15,64 балла.
Как и на большинстве других MOOC, курс социологии закончили изучать менее 5 процентов поступивших: в середине семестра профессор Дунайр принял 2 200 экзаменов, в конце – только 1238. Правда, некоторые студенты слушали и записывали все лекции, но экзамены сдавать так и не решились. Да и не было в этом большого смысла – курсы были бесплатными, и сертификата студенты бы не получили.
«Я не считаю правильным давать сертификаты, пока не изучил до конца все плюсы и минусы онлайн-обучения» — говорит профессор Дунайр.
Кристофер Айсгрубер, ректор Принстона, даже после четырех успешно проведенных MOOC не спешит менять статус этих курсов: «Наша главная цель – совершенствование образования в Университете. Поэтому в MOOC я вижу возможность освободить время студентов Принстона для практических занятий, ведь лекции они могут посмотреть в любое время. Это здорово, что мы можем предложить пользователям Интернета информацию такого качества. Но я не хочу, чтобы они думали, будто это тоже самое, что и Принстон».
Во время проверки первых выпускных работ, профессор Дунайр и его коллеги обнаружили около 3% текстов, которые были нагло «содраны» из Википедии или других источников. Были даже абсолютно одинаковые работы с одинаковыми фамилиями на титульном листе. Социолог решил, что экзаменационные работы не будут выложены в свободный доступ, чтобы иностранные студенты не могли познакомиться с американским плагиатом.
«Во время следующего курса я сказал студентам прямым текстом: «Не просите помощи у Google, не ройтесь в своих записях, не спрашивайте у жены». И потом представил себе парочку воркующих голубков у компьютера, которые только что отправили мне идентичные работы, а сейчас удивленно смотрят друг на друга и думают «профессор разговаривает с нами?» — смеется Митчел Дунайр.
Меры оказались действенными. Во время последних выпускных экзаменов, профессором не было обнаружено ни одной скопированной работы.