Гай Квасаки «Стартап»

Прочитал на досуге одну из последних книг Гая Кавасаки — «Стартап».

Слова «одну из последних» можно читать с солидной долей скептицизма — книга была написана в 2004 году, и сейчас похожа на сорокалетнего рок-музыканта, который изо всех сил молодится, сыпя со сцены модными словечками, пряча старость под черными очками и рубашкой. Книга уже выдохлась, она не догоняет своих конкурентов, и остатки её шарма — это заслуга харизмы и писательского мастерства Гая Кавасаки.

С самим Гаем, кстати, тоже не все просто. В «Стартапе» он без устали преподносит свой опыт работы в Apple, будучи не в силах предложить своей аудитории что-нибудь другое. Если Гай Кавасаки — стартапер, то я — Леди Гага. Это мужчина (парнем его уже никак не назовешь), инновации которого остались в дремучем 1997 году, когда ун ушел из Apple. С тех пор он пишет мотивирующие книжки и работает консультантом.

Однако «Стартап» всё равно было достаточно интересно читать. Это не insight—книга, она не принесет откровения и не откроет новых идей. Однако она скрасит пару вечеров, местами позабавит, местами даст повод подумать над собой, подкинет пару идей и прочистит бизнес-чакры.

Я выписал из книги несколько интересных идей, вот они:

  • Сотворение чего-либо действительно важного — это сильнейшая из мотиваций.
  • Вместо маркетинговых исследований используйте опытные образцы. На первоначальном этапе развития компании любые исследование рынка бесполезны — никакое опросы и фокус-группы не помогут спрогнозровать реакцию целевой аудитории на продукт, которые вы и сами-то с трудом можете описать.
  • «Хочу себе такое» — мощный маркетинговый мотиватор, заставляющий заниматься собственным делом. Фердинад Порше рассказывал: «Все началось с того, что я огляделся по сторонам, и, не увидев автомобиля своей мечты, решил сконструировать его сам».
  • Другой отличный мотиватор — «Моё начальство не смогло/не захотело». Бывшие офицеры подразделения 8200 (отдела высокотехнологичной разведки армии Израиля), имея опыт разработки hi-end компьютерных систем, основывают отличные IT-стартапы.
  • Создать свою бизнес-модель проще, чем кажется. Три слагаемых простой бизнес-модель для стартапа: Четкие цели, Быть проще, Использовать в качестве шаблона чужой бизнес-план.
  • Система ВРЗ для стартапа — три списка: Вехи, Расчёты, Задачи.
  • Хуже предпринимателя-параноика — только предприниматель-параноик, разговаривающий с собакой. Открыто обсуждая идеи с другими, вывыигрываете намного больше, чем проигрываете, — обретаете поддержку, связи, перспективы, критику.
  • Грамотное позиционирование выражает саму сущность новой организации, четко объясняя, почему основатели решили его открыть, почему потребители должны становится его клиентами, и почему хорошие люди должны идти туда работать. Позицонирование должно быть позитивным, клиентоцентричным и вдохновляющим.
  • Когда начинают бизнес с нуля, огонь разводят спичками, а не огнеметами.
  • Создайте себе хорошее имя. В идеале оно должно начинаться с гласной (вы когда-нибудь попадете в начало списка), не содержит чисел (люди легче путают такие названия) и имеет в себе глагольный потенциал (имеет шанс войти в общее употребление и образовать глагол).
  • Чёрт побери, говорите с людьми по-человечески! Сложный язык коммуникации — это худшее, что ы можете выбрать для собственного бизнеса. Описывайте максимально простым языком то, что вы продаете или предлагаете.
  • Во время презентации в первую очередь следует разъяснить, что делает ваша фирма. Представьте, что во время презентации у вас на голове сидит маленький человечек, который всё время шепчет: «И что с того?». Постоянно отвечайте на вопрос этого человечка.
  • Никакие прогнозы на 4-5-10 лет не сбываются. Серьезные люди и компании никогда не доверяют таким прогнозам.
  • Наращивайте кассовый оборот, а не прибыльность. Отказывайтесь от сделок, получение денег по которым занимает много времени. Старайтесь максимально оттянуть срок расчетов за любую свою покупку.
  • Сначала продавайте, а потом дорабатывайте, иначе у вас не будет денег для того, чтобы дорабатывать свои продукты. Проблемы с репутацией можно решить позже.
  • Забудьте о том, чтобы нанять ветеранов рынка. Сосредоточьтесь на доступных ресурсах: молодых специалистах без опыта, но с тоннами таланта и энергии.
  • В начале работы обращайте внимание на функцию, а не на форму. Не верите? Поищите на eBay б/у кресла Aeron (это дорогие офисные дизайнерские кресла, которые так любят молодые стартаперы).
  • Стремитесь к неукомплектованности и аутсорсингу. Парьтесь только над крупными задачами, мелкие поручите другим.
  • Стив Джобс любил говорить, что игроки первого разряда нанимают игроков первого разряда, игроки второго разряда нанимают игроков второго разряда, игроки третьего разряда нанимают игроков третьего разряда, а там недалеко и до сотого. Этот эффект лестницы становистя причиной эпидемии ламерства в компаниях.
  • Рекрутинг не заканчивается никогда. Каждый день сотрудник компании и руководство заново проверяют друг друга.
Поделиться