Автор блога:

Тимур Асланов
главный редактор издательского дома
"Имидж-Медиа", бизнес-тренер

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ:

Подписаться по E-mail 





Журнал «Пресс-служба»

Рубрики

продживжение в соц сетях

Страницы

Календарь

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Комментарии

    Отрицательная мотивация

    Мотивация всегда была предметом пристального изучения психологов и ученых, интересующихся процессом возникновения мотивов и обстоятельств, которые влияют на их формирование. Наличие мотивации – важное условие для осуществления человеком любой деятельности, мотивация обусловливает поведение человека. Отрицательная мотивация тоже является причиной определенного поведения человека, но обусловлено такое поведение в данном случае не положительными стимулами, к которым человек стремится, как при положительной мотивации, а стимулами отрицательными, которых необходимо избежать. Любой вид мотивации, согласно многочисленным исследованиям и экспериментам, продуктивность деятельности повышает. Однако интересно то, что влияние на эту продуктивность положительной и отрицательной мотивации неодинаково. В частности, эмпирическим путем установлено, что продуктивность деятельности, например, рядовых сотрудников торгового предприятия более эффективно увеличивает отрицательная мотивация, а не положительная. У российских работодателей отрицательная мотивация весьма популярна: опросы показали, что подавляющее большинство руководителей считает, что наказания персоналу полезны, так как без этого управлять людьми невозможно. Справедливости ради нужно сказать, что Г. Гроций еще в 17 веке, будучи известным теоретиком права, говорил, что наказания необходимы, иначе несправедливости станет больше.

    Отрицательная мотивация состоит из материальных и моральных наказаний. К материальной составляющей отрицательной мотивации относятся разнообразные штрафы за прогулы и опоздания, за невыполнение плана продаж, нарушения внутреннего распорядка и так далее. Моральная составляющая отрицательной мотивации заключается в тотальном контроле за подчиненными во время рабочего дня, фиксации времени прихода на работу и ухода из офиса, перлюстрации переписки по электронной почте, отслеживании сайтов, которые сотрудники посещают во время работы, прослушивании телефонных звонков. Это психологически давит на сотрудников, и под страхом наказания они должны все свое время посвящать работе.

    Как было установлено, человеком двигают два мотива – мотив достижения и мотив избегания. И если положительная мотивация направлена на то, чтобы доминировал мотив достижения, развивалась творческая составляющая личности, то отрицательная мотивация, наоборот, принуждает человека вести себя таким образом, чтобы избежать наказания. Но в этом есть смысл: отрицательная мотивация способствует повышению исполнительской дисциплины. Творчеством в состоянии постоянного страха, напряжения и дискомфорта от ожидания наказания заниматься затруднительно, зато человек мотивируется не делать определенных вещей: не опаздывать на работу, не нарушать правила и так далее. И как выше отмечалось, становится эффективнее из-за опасения потерять место или большую часть заработка. К тому же наказание одного служит предостережением остальным сотрудникам. Отрицательная мотивация, мобилизующая персонал на более эффективный труд, способствует тому, что из компании уходят творческие люди, а остаются прилежные исполнители. И чрезмерное злоупотребление наказаниями в конце концов лишает мотивации и таких терпеливых исполнителей, парализуя их волю: зачем стараться, если все равно накажут? Поэтому во всем должен быть баланс, и система наказаний обязательно должна уравновешиваться положительной мотивацией.

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Google Buzz
    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники