«Персональный бренд» — это книга-инструкция по крутости с потенциальной возможностью монетизировать эту крутость. Собственно, все книги издательства «Манн, Иванов и Фербер» примерно про это. Поэтому придется быть конкретным.
Авторы:
Ника Зебра – генеральный директор PR-агентства Zebra Company, эксперт в области интернет-рекламы.
Андрей Рябых – блогер и маркетолог, известный в рекламной среде под ником «Интернет-Буржуй». Его перу также принадлежит книга «Как зарабатывать деньги в Интернете». Послушайте парочку его лекций про бренды: Андрей — яркий персонаж, и его манера общения и преподнесения информации гораздо сочнее печатных букв.
Вместе, в одной книге они рассказывают про то, чему являются живыми примерами: про персональный бренд и пути его создания. Прочитав название книги, я подумал, что впереди — увлекательно-бестолковое чтиво в духе сборника историй успеха. Но все оказалось гораздо лучше.
Под обложкой – подробнейшая (вплоть до шрифта в презентации перед публичным выступлением) инструкция о том, как сделать из себя бренд и получать прибыль с помощью собственного имени. Через пару глав книги вам захочется себя монетизировать, даже если раньше подобная идея никогда не приходила в голову. Освободите под нее местечко.
Авторы раскладывают персональный бренд по полочкам: кому и как он может пригодиться, с чего стоит начать (все вплоть до расписания работ), как продолжить и чем закрепить. Работа предстоит гигантская, но чертовски интересная.
Если вам хочется славы, то что такое для вас слава? Задайте четкие параметры. Например, я хочу, чтобы про меня не менее трех раз в месяц писали газеты и журналы Санкт-Петербурга. Или чтобы под моими окнами простаивали толпы поклонников/поклонниц (не менее десяти человек в день, возраст 18–24, рост 155–170, предпочтительно блондинки). Или я хочу иметь статус эксперта (журналисты так и пишут: «как сказал эксперт такой-то») и вес в обществе (не менее десяти публикаций и упоминаний от коллег в месяц) и на своем рынке. Если денег — сколько и в какой срок? Отвечая на эти вопросы, главное — помните, чем отличается цель от мечты. Мечта — «хочу быть популярным», «хочу много денег», «хочу быть известным». Цель — «хочу зарабатывать миллион долларов в год через три года, продавая эликсир бессмертия». Главное отличие цели от мечты — четкие параметры цели и ее достижимость.
«Персональный бренд» написан очень прямо и по-залихватски. Представляете, как описывать построение бренда? Нужно рассказать читателю, во что себя одевать, как себя вести, каким тембром голоса пользоваться, с кем дружить, а с кем нет. Это даже не черный, это ядовито-зеленый циничный PR. Если вас от этого не тошнит, то точно вскружит голову от честности. Авторы, конечно, говорят о том, что бренд должен строиться на реальных заслугах, но в тексте все равно сквозит поговорка «цель оправдывает средства».
Если вы хотите внушить человеку доверие, то просто говорите с ним чуть тише, чем с остальными (однако не переходите на шепот).
Подобные откровения – приятная, но странная штука. Очень непривычно смотреть на себя как на продукт. С другой стороны, не обязательно так смотреть на себя. Мне видится, что «Персональный бренд» написан для PR-щиков, которые будут без стыда и упрека строить чужой бренд. Вот тогда уже можно смело взвешивать и измерять.
С какой бы целью вы книгу не читали, нельзя убирать ее далеко после «заключения»: она содержит десяток полезных инструкций в формате «10 советов по работе в социальных сетях», «20 советов для публичных выступлений». Все по делу, без воды и соплей. Даже если все эти советы вам уже знакомы, повторить их перед выступлениями или публикацией очередного поста в «ВК» не помешает. Получится своеобразная проверка на профессионализм.
Чего не хватает, так это личных примеров. Ребята прямо пишут:
Многие из нас знают примеры, когда человек продвигает себя в той или иной деятельности, но, если пообщаешься с ним самим или со знакомыми, понимаешь, что у него за спиной нет никаких кейсов, никаких историй и все, что он знает, — это пять книжек по своей теме. Самое плохое, что может произойти с точки зрения бренда, — разочарование.
«Персональный бренд» похож на кладезь интереснейших классных примеров, но, к сожалению, не из практики авторов. Отсылок к Интернет-Буржую и Zebra Company – раз-два и обчелся. В конце книги ребята сами обращают на это внимание и обещают исправиться в следующих трудах, но я-то держу в руках этот. И кейсов «с пылу, с жару» очень хочется.
Иногда раздражает и излишняя дотошность: если авторы говорят о контенте, то дадут определение слова «контент», если говорят о твиттере, то обязательно расскажут, что такое Twitter. Но это вполне объяснимо: аудитория книги широка, и кто знает – может вашей прабабушке потребуется персональный бренд, чтобы стать экспертом по вязанию крючком.
Итак, подвожу свои итоги. Книгу обязательно читать, если:
- Вы хотите добиться успеха в определенной профессиональной нише.
- Вы хотите, чтобы ваш клиент добился успеха в определенной профессиональной нише.
- Вы хотите больше знать о маркетинге, брендировании и других направлениях рекламы.
- Вы хотите проверить себя, как профессионала в области маркетинга – персонального или корпоративного.
- Если вы занимаетесь продажами. Перснональный бренд — золотая жила для продаж, которая пригодится вам вне зависимости от того, что вы продаете.
С помощью «Персонального бренда» можно точнее сформулировать цели своей работы и вообще ближайшие планы на жизнь, узнать, как превратить хобби в заработок и самому себя монетизировать. Все описанные инструменты проверены маркетологами и являются вполне рабочими, так что вперед, и все получится. Если не обленимся за новогодние.