Бетховен и Вуди Аллен любили искупнуться на пути к славе. Диккенс (да и куча других гениев) предпочитали долгие прогулки. Мейсон Кёррей изучил странные привычки гениев, которые помогли им находить вдохновение для работы, и описал их в своей книге «Ежедневные ритуалы: как работают художники». Позаимствуем парочку?
Писательница-романистка Патриция Хайсмит не ходила на прогулки, не плавала и вообще предпочитала лежать в кровати в окружении сигарет, пепельницы, кружек кофе, пончиков в глазури и сахарницы. По словам Мейсона Кёррей, она также не гнушалась бокальчика крепкого напитка прежде, чем приступала к работе. «Чтобы переключиться в «маниакальный» режим»- комментирует этот странный набор привычек автор книги.
Помимо Патриции, в книги рассказывается о привычках Бетховена, Кафки, Чака Клоуза и других гениев своего времени. Распорядок дня зачастую отражает личность человека. Но можно ли бы предположить, что великий философ Френсис Бэкон, в фундаменте мысли которого заложена фраза «знание-сила», будет привержен самым гедонистическим привычкам вроде обжорства и пьянства?
Примеры Патриции Хайсмит и Френсиса Бэкона не слишком универсальны – в каждом правиле есть исключения. Но есть такие привычки, которые находили применение раз за разом. В разных веках, в разных головах. А значит, действительно работали. Эти ежедневные ритуалы помогали творческим людям наслаждаться своей работой и постоянно находить вдохновение.
Работать по чуть-чуть
Опять же, Бэкон пьянствовал большую часть дня, уделяя работе пару часов с утра. Но это не помешало ему войти в историю, пережив самого себя на 500 лет.
Американская писательница Гертруда Стайн работала по 30 минут в день, что не помешало ей издать почти 30 книг.
В среднем, гении тратили на работу около 3 часов в день. Но начинали и заканчивали ее в одно и то же время каждый день.
Делать регулярные перерывы
Даже если работать по 30 минут в день, перерывы делать надо. Если работа требует большой творческой энергии, то человек не может долго сохранять нужную концентрацию. Чтобы освежить мозг, хватит 15 минут ничегонеделания. Обычно, эти перерывы тратятся талантливыми людьми на сон или чашку кофе. Но если вы вдруг решите взять за пример Игоря Стравинского, то придется делать стойку на голове – кровь приливает к мозгу и думать становится проще.
А среди композиторов были распространены прогулки, очень долгие прогулки.
Любить свою ежедневную работу
Даже если она попахивает рутиной. Конечно, дети и основная работа на каком-нибудь заводе мешают творчеству, но в этом можно найти благословение. Например, Альберт Эйнштейн в поисках идей принимался за рутинный труд, который освобождал голову, не требовал мысленных усилий. Джозеф Хеллер написал гениальный роман «Уловка-22», уделяя ему 2-3 часа ночью, после основной работы художником в одном из журналов.
«Я не могу себе представить, что делают американцы ночью, если они не пишут романов» — сказал Хеллер однажды. И даже когда Джозеф бросил работу, чтобы побыстрее закончить одну из книг, он все равно не смог уделять творчеству больше 3 часов в день.
Чистое тело. Чистое сердце
Для многих людей ежедневное купание – важная часть дня. Бетховен постоянно бегал к умывальнику, чтобы освежиться. Его ненавидели все, у кого он снимал квартиры. Потому что пол в брызгах и лужах был непременным спутником великого композитора.
Писатель Сомерсет Моэм придумывал первые два предложения того, что он хотел написать за день, лежа в ванной. Вуди Аллен приносит самые лучшие идеи из горячего душа. А то, что в туалете думается лучше всего – это стереотип.