Внимание публики – самое ценное, что есть у оратора. Если вы выступаете перед аудиторией, она завороженно слушает, ловит каждое ваше слово – это счастье. А если нет? А если слушатели отвлекаются, начинают смотреть в телефон или, что еще хуже, разговаривать друг с другом?
Значит что-то пошло не так в вашем выступлении.
Самое плохое, что может сделать оратор в этой ситуации – продолжить говорить как ни в чем ни бывало. Не обращать внимание на то, что его не слушают, а просто договорить речь до конца. Это ошибка. Ну если только вам не наплевать на результат.
За вниманием публики надо следить. Вниманием публики надо управлять.
Даже если аудитория или какая-то ее часть начинает отвлекаться, это еще не значит, что ваша речь провалилась и надо убегать со сцены в слезах. Давайте рассмотрим три простых ситуации, в которых оратор должен вернуть внимание публики.
- Опоздавшие.
Обязательно найдутся те, кто опоздает на ваше выступление. Кто-то из них тиха как мышь просочится в зал, стараясь остаться незамеченным. А кто-то с шумом распахнет дверь, громко поздоровается, извинится за опоздание и также шумно начнет искать место, где сесть.
Что делать?
Не надо делать вид, что ничего не происходит. Возьмите паузу и всем своим видом (без агрессии, но с улыбкой) покажите, что мы все ждем пока вы решите свой вопрос с посадкой. Потому что продолжать говорить в этот момент бессмысленно. Часть аудитории будет с интересом следить за новым участником встречи и его поисками места. А он, когда сядет, еще и будет приветствовать всех знакомых в радиусе возможности рукопожатия.
Под вашим пристальным молчаливым взором он сделает все это значительно быстрее, а дальше вы снова можете захватить внимание аудитории словами:
- Ну а теперь, мы продолжим наш разговор о…
Все отвлеклись, немного передохнули и снова готовы слушать ваше выступление.
2. Телефонист.
Сколько бы вы ни просили публику не говорить во время вашего выступления по телефону, обязательно найдется тот, у кого срочно, очень важно и ему кажется, что его бас это шепот, который слышен только его собеседнику на другом конце телефонной связи.
Говорить параллельно с ним – терять авторитет. Кому-то будет не слышно вас, кому-то будет очень интересно то, что обсуждает он.
Что делать.
Вариант первый. Идите в зал. Подойдите к человеку, говорящему по телефону максимально близко, насколько позволяет рассадка. Встаньте. Смотрите прямо на него. Молчите. Рано или поздно он поймет, что стал центром внимания. И скорее всего извинившись закончит разговор или выйдет из зала. Если остатки вменяемости еще есть.
Если же он продолжит разговор со словами – очень важный звонок, рекомендую громко сказать: ничего-ничего, говорите, мы все вас подождем.
Тут уже скорее всего вам на помощь придет и зал, потому что ждать какого-то кренделя, который решил за счет всех порешать свои вопросы не хочет никто. Всегда можно выйти в коридор для звонка, но есть такие упрямцы, которые считают, что этика не для них.
Есть еще один прием: если вы выступаете с микрофоном и удалось подойти достаточно близко к телефонисту, протяните к нему микрофон, чтобы его голос попал и в динамики. Это тоже неплохо действует.
Вариант второй. Если вы видите, что человек сидит слишком далеко и близко подойти не удастся, можно прямо со сцены обратиться к нему:
- У вас там что-то очень важное? Мне подождать пока? Нам всем подождать пока вы решите вопрос?
Напоминаю, делаем это с улыбкой, без агрессии. Ваша задача, чтобы симпатия аудитории была на вашей стороне. Поэтому юмор и позитив. Как только вы проявите агрессию, часть публики встанет на сторону того, против кого эта агрессия направлена. А вам это не надо.
3.Болтуны.
Группка участников встречи в определенный момент начинает вполголоса что-то между собой обсуждать. Что-то скорее всего не относящееся к теме вашего выступления. Им кажется, что обсуждают они тихо, но это не так. И как и в предыдущем случае это отвлекает других участников, мешает им слушать вас, а кто-то переключается на них, потому что там тоже что-то интересное обсуждают.
Если вы будете делать вид, что ничего не происходит, вы потеряете уважение публики. Надо реагировать.
Что делать.
Вариант первый. Обратиться к ним со сцены с репликой.
Есть вариант министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова:
- Коллеги! Мы вам не мешаем?
Есть и другие варианты:
- Коллеги, вы хотите прокомментировать то, что я сказал? Поделитесь со всеми?
Есть более миролюбивый:
- Коллеги! Очень трудно говорить параллельно с кем-то еще. Давайте по очереди? Сейчас моя очередь…
Если люди адекватны, они поймут свою ошибку, а вы сможете продолжить речь.