Какие навыки наиболее полезны PR-специалисту?
- Умение находить общий язык с журналистами и налаживать контакты со СМИ.
- Понимание важности социальных сетей и умение с ними работать.
- Многозадачность и гениальный тайм-менеджмент.
- Умение поставить цели и измерить свой успех.
- Умение общаться с клиентами, партнерами, журналистами в живую и онлайн.
- Знание основ HTML.
Все перечисленные навыки важны в большей или меньшей степени. Однако, ни один из них не поможет, если PR-специалист не умеет грамотно и точно формулировать свои мысли. Точность формулировок — это святая святых и основа основ для любой гуманитарной специальности. Беглое знакомство с вакансиями на HeadHunter подтверждает этот факт: в половине вакансий есть требование «свободная устная и письменная речь, грамотность». Если есть компания, в которой вы мечтаете работать, будьте уверены — им важно, чтобы вы умели складно излагать свои мысли. Почему-то институтское образование уделяет этому до смешного мало внимания, ограничиваясь невразумительными эссе на пять абзацев.
Даже если вы все это знаете, всегда есть, куда расти. Давайте вспомним все способы, с помощью которых можно улучшать свой язык и свою грамотность без всяких курсов, уроков и сложностей.
Читайте
Читайте блоги и других PR-специалистов, читайте СМИ и рассылку, читайте художественную и деловую литературу. Любое прочтенное предложение пойдет на пользу. Чем больше вы читаете, тем больше понимаете возможности языка. Тем больше инструментов (литературных приемов, новых слов) попадает в ваш арсенал.
Записывайте собственные мысли
Мысли, записанные только для себя, вы ни за что не будете делать длинными: инстинктивно мы стараемся их упростить.
Но когда надо написать кому-то другому, простые мысли сменяются сложными формулировками: мы боимся, что нас не поймут или не допоймут, делаем предложения все гуще и гуще. Это не нужно: пишите другим так же, как себе. Только не забывайте добавлять «Здравствуйте» и обращаться к человеку по имени.
Нужно обложиться блокнотами и бумажками. Если у вас нет привычки все записывать, срочно ей обзаведитесь — просто заставляйте себя. Как сказал один философ, «если не запишешь мысль сейчас, то не запишешь ее никогда».
Зарисовывайте собственные мысли
Есть отличная книга — «Визуальные заметки» Майка Роуди. Она рассказывает, как уместить любую лекцию на две страницы и быстро запомнить весь пройденный материал. Визуальные заметки заставляют вас переосмыслить то, что вы только что узнали: сократить это или поточнее сформулировать. Зарисовывайте конференции и важные мысли, которые вы на них услышали. Когда доведется их пересказать, вы будете на высоте.
Сокращайте
Написали кому-то письмо или сделали пресс-релиз? Подумайте, как можно это сократить. Думайте над каждым словом, предложением, абзацем в отдельности. Сокращать можно и буквы, и мысли. Краткость — сестра и таланта, и эффективного общения. К тому же, сокращение поможет вам перечитать свой текст еще раз и найти в нем ошибки (если они есть).
Если у вас есть время, попробуйте написать то же самое, но повторно. Первый черновик — для обдумывания, второй — для формулировки.
Кстати, у тех, кто хочет стать писателем, есть своя игра под названием «7 слов в предложении». Вся суть кроется в названии: попробуйте написать пресс-релиз, в каждом предложении которого будет не больше семи слов. Включая предлоги и местоимения, конечно.
Формулируйте главную мысль в самом начале
«Любая драка начинается с первого удара» — говорил чей-то тренер.
Обойдемся без долгих предисловий и воды. Сразу говорите, что вам надо, и будьте уверены, что вас услышат. Остальные слова должны будут раскрыть вашу первую, самую важную мысль.
Кстати, первая фраза решает серьезную проблему всех писателей и пишущих людей: «С чего начать?». Начните с главного.
Цените бумагу
Бумага — ограниченное пространство, с которого сложно что-то стереть. Она научит думать прежде, чем писать. На бумаге вы научитесь формулировать текст еще в голове, до того, как перенести все на бумагу. Это ускорит процесс работы.
А компьютер что? Сел, пара минут стучания по клавишам — и готово! Текст можно отправлять. Нет времени перечитать, исправить, подумать.
К тому же, бумага выглядит солидней, чем интернет-послание. В век цифровых носителей она стала серьезным инструментом. Хотите пригласить какого-то важного персонажа на свое мероприятие? Продублируйте e-mail обычным письмом на официальном бланке организации.
PS: например, я с трудом себе представляют свадебные приглашения в интернете. Все знают, что свадьба — это слишком важно для пары строк и смайлика.
Вот всего шесть простых способов сделать свой слог сильнее и точнее попадать в цель. Для них не нужно специально выделять время. Просто вспомните об этой статье, когда будете писать очередное письмо, пресс-релиз, статью или другой PR-текст. Вы точно сможете сделать его лучше.
[formpr][/formpr]