Притча о летающем двигателе и отрыве задач от реальности их исполнения

Сегодня я расскажу вам притчу об отрыве задач от реальности их исполнения. В притче также найдется место для неоправданных страхов и для желания добиться решения вымышленной проблемы любой ценой. А вот и главный герой, нашей сегодняшней притчи — его зовут Convair B-58A Hustler. Знакомьтесь:

Convair B-58 Hustler — это сверхзвуковой американский бомбардировщик, созданный в конце 1950-х годов, когда само словосочетание «сверхзвуковой бомбардировщик» казалось очень смешным анекдотом. Еще не так давно закончилась Вторая Мировая, когда в небе правили огромные, но очень медленные воздушные гиганты — «летающие крепости» Boeing B-52. Со сверхзвуковой скоростью летали еще очень немногие истребители…

Как и любого изобретения военный машины, у B-52 была своя цель. Бомбардировщик должен был преодолевать воздушную защиту Советского Союза и сбрасывать огромные бомбы прямо на сверхзвуковой скорости. Тогда в высшем командовании США имела хождение теория о том, что у СССР на вооружении есть особо быстрые и точные противовоздушные ракеты, способные сбивать любую цель, двигающуюся ниже скорости звука. Поэтому разработчикам бомбардировщика была поставлена однозначная цель — самолет должен нести большую бомбу, и при этом обязан двигаться на сверхзвуковой скорости. Говоря иначе, спортивному тренеру приказали воспитать марафонца, который должен был бы бежать с поднятой над головой штангой.

Как сделать бомбардировщик быстрым? Ответ очевиден — нужно просто навесить на него побольше двигателей. На фотографии выше видно, что у B-58 аж четыре мощных реактивных двигателя, которые разгоняли самолёт до скорости в 2124 километра в час. Однако у такого решения был явный минус — четыре двигателя потребляли в четыре раза больше топлива. Они требовали столько топлива, что создателям самолёта стало немного не по себе.

Только представьте — «пустой» B-58 весил 25 тонн, а полностью заправленный — более 70 тонн! На долю бомбы, которую он нёс, приходилось всего 2,5% его массы. Бомбардировщик был огромным летающим топливным баком. Однако в самом самолёте не хватало места для того, чтобы разместить огромное количество керосина, и баки для него располагались даже в бомбах! B-58 Convair стал символом превосходства задачи от реальности её исполнения.

Стоит ли говорить о том, что такой тяжелоатлет-марафонец оказался невероятно дорогим в изготовлении и крайне неэкономичным в использовании. Один B-52 требовал столько же топлива, сколько требовало целое звено истребителей. В итоге за 20 лет эксплуатации самолета было построено всего 86 бомбардировщиков — по меркам ВВС США это крайне мало.

Помимо этого вдуг выяснилось, что у СССР не было ракет, которых так пугались американские военные, и изобретены они будут еще не скоро. Тяжелоатлет-марафонец был воспитан, но у него не было соперников, да с сам стадион еще не был построен. В итоге сверхдорогая программа создания «летающих топливных баков» была свёрнута.

Мораль: любая задача должна проходить тест на реальность ее исполнения в существующих рамках. Если новый iPhone потребляет столько энергии, что должен на 90% состоять из аккумуляторной батареи, нет смысла доводить его даже до состояния прототипа.

А еще любая задача должна проходить тест на адекватность цели. Зачем нужно создавать новый продукт? Реальна ли цель, которую он должен решать, или она вымышлена, фантомна? Если цель реальна, то на какие допущения мы готовы пойти, чтобы решить её?

Успешные продукты проходят reality check еще на стадии создания, а самолёты, созданные в отрыве от реальности, ржавеют в авиационных музеях.

Поделиться