«Дикие времена» Стива Джобса

Когда Стив Джобс стал крутым бизнесменом с отличным вкусом и умением убеждать людей? Во времена, когда Apple только начинала «показывать зубки», он был эгоистичным юнцом. Когда эгоистичный юнец вернулся к своему умирающему «Яблоку», он уже был состоявшимся бизнесменом с четко-сформулированным ответом на вопрос «а что дальше?». И только совсем недавно я подробно узнал о том, что было между этим «до» и «после» и как Стив стал Легендарным Джобсом.

Если бы жизнь Стива Джобса была поставлена как пьеса, то она превратилась бы в трагедию, состоящую из трех актов. И назывались бы они так: Акт I – «Создание Apple и индустрии ПК», Акт II – «Дикие времена», Акт III – «Триумфальное возвращение и трагическая гибель». По настроению они бы тоже сильно соперничали друг с другом. В первой части был бы легкий флёр пикантности,  остроумие и дерзость молодого гения, который был недооценен и изгнан из своего же царства. Шекспировский пафос вполне уместен.

Второй акт перевернул бы атмосферу с ног на голову. Название этого акта будет медом для ушей тех писак, которые атаковали Джобса в тяжелые времена без компании – с 1985 по 1996 год. На самом деле, этот период оказался для Стива ключевым. Он, наконец, остепенился, завел семью. Он научился ценить терпение и умение притворяться. Но самое главное, работа с компаниями NeXT и Pixar научила его быть лидером и принимать решения. Это качество потом, в третьем акте поможет ему вернуть Apple к жизни. И Джобс превратился в полную противоположность самого себя, босого хиппи, путешествующего по Индии. Страсти не шекспировские, а по-доброму пиксаровские.

Третий акт итак всем известен. Просыпается Шекспир и трагично убивает Джобса на глазах у всего мира. А журналисты лезут в архивы, чтобы раскопать потерянные и забытые интервью – теперь каждое найденное слово человека, который никогда уже не заговорит, имеет вес одного макбука.

Самыми интересными оказались интервью второго акта: там его перебивают дети, играющие на кухне, где-то он делает очень долгие паузы, взвешивая свои слова. Они-то и оказались самыми поучительными и рассудительными.

Их урок мощный: в этих интервью «дикого одиннадцатилетия» он превращается в босса и менеджера, учится налаживать партнерские связи, преобразует собственное упрямство в продуктивную настойчивость. Он стал корпоративным архитектором, посмотрев на бизнес, как на скелет здания. Стив научился искусно вести переговоры, общаясь с обитателями Голливуда, и управляться с творческими людьми, с которыми он познакомился в Pixar. Он научился приспосабливаться.

Но одиннадцать лет это очень большой кусок жизни. Особенно для творческого человека. Психологи считают, что талант в наибольшей степени раскрывается на четвертом десятке лет жизни, который для Стива оказался почти потерян. И никакие 14 лет успеха с Apple не восстановили этой потери для человека со страшным диагнозом.

Джобс начинает мстить

Стив Джобс не бродил бесцельно как человек в пустыне, после того как попрощался со своим детищем в 1985 году. Он горел желанием отомстить обидчикам и доказать миру, что он не клоун, каким его пытались выставить. В течение нескольких первых дней в изгнании он продал почти все акции Apple (за исключением небольшой доли) и, вооружившись 70 миллионами долларов, начал строить новую компьютерную компанию под названием NeXT. Ее целью якобы стало создание новых, революционных и красивых компьютеров. Но на самом деле Стив преследовал низменную цель – переманить кадры Apple и сделать лучшие гаджеты в мире.

За все годы, что Джобс провел вне Apple, он не сказал о компании ни одной хорошей вещи. Под конец  изгнания нападки Джобса становились все более меткими: «Apple была похожа на колдунью из страны Оз, которая кричит «Я таю, я таю!» и продолжает делать глупости. Им надо развивать промышленный дизайн, а они наняли себе Джила Амелио. Все равно, что Nike взял бы к себе на работу  парня в адидасах».

Ухмылка Джобса, которая предвещает разнос в пух и прах

Ругая Apple и развивая NeXT, Джобс строил планы на great computer. Его предстояло создать на удивительном автоматизированном заводе в городе Фремонт, штат Калифорния.  Там каждая поверхность была окрашена в белый, черный или в серый с разными оттенками цвета. Его еще предстояло возвести. Такие же высокие эстетические требования предъявлялись и штаб-квартире NeXT в Редвуд-сити. Ее центральной частью должна была стать лестница, как будто парящая в воздухе. Кстати, позже концепция помещений для NeXT превратилась в фирменный стиль магазинов Apple.

Джобс учится на собственных ошибках

«Подумайте об этом таким образом: каждая клетка вашего организма является специализированной и выполняет собственную миссию. Но все они участвуют в генеральном плане. Я считаю, что наша компания будет работать гораздо лучше, если каждый ее сотрудник отчетливо будет видеть свое место в генеральном плане. Его он сможет использовать в качестве ориентира для принятия решений. И каждое из них будет работать на благо компании» — так Стив Джобс провозгласил свою идею открытой корпорации, какой хотел видеть NeXT.

Стив Джобс расписывает свои планы команде NeXT

Если время в изгнании можно сравнить с затянувшимися курсами в бизнес-школе, то и Стива на первых порах становления NeXT можно сравнить со студентом-первокурсником, которому ударила в голову свобода, и он решил, что может и знает все. Пьянящее ощущение, не так ли? Но на самом деле, практически каждая «деталь» в общем механизме была установлена неправильно. Когда открытая корпорация начала воплощаться в жизнь, почти сразу стала очевидна несостоятельность идеи. Потому что одной из частей плана Стива Джобса были открытые данные о зарплатах сотрудников. Но при этом, он не стремился уровнять их финансовое положение: ключевые сотрудники купались во внимании и деньгах, а среднестатистические смотрели на них голодными глазами.

Смета тоже была составлена криво. Когда миру предстал компьютер NeXTcube, он оказался слишком дорогой игрушкой для большинства пользователей. Это была красивая машина, но Джобс был вынужден признать свой провал. Большая часть персонала оказалась на улице. И вместо создания компьютеров, NeXT стала заниматься программным обеспечением.  Остатками команды была создана операционная система NeXTstep для компьютеров Intel.Чуть позже был создан и пакет для разработки приложений WebObjects – самая продаваемая программа корпорации.  Он же, в последствии, стал основой для создания интернет-магазина Apple и iTunes.

Джобс учится выбирать направление

Из трех компаний, в создании которых принимал участие Джобс, Pixar была чистейшим отражением его характера. Если NeXT он делал из желания отомстить, то студия мультипликации стала плодом любви. Ее история началась чуть раньше, чем Стив ушел из Apple – в начале 1985 года. На одной из выставок компьютерных технологий он обратил внимание на студию Джорджа Лукаса, которая была как плохо сидящий кусок головоломки в кинематографе. Она состояла из 25 молодых инженеров, в числе которых был и гениальный аниматор Джон Лассетер – он отчаянно хотел продолжать работать, даже если Лукас не потянет их дорогостоящую лямку – они занимались 3D-анимацией, что било по карману даже сильных мира сего.

Поездка в студию Лукаса произвела на Джобса неизгладимое впечатление. Там программист Эд Кэтмулл показал ему несколько короткометражных мультиков, которые они сделали с Лассетером. Кэтмулл пару лет назад ушел из студии «Дисней» только ради того, чтобы на его мультках стояла надпись by Catmull. И Лукас согласился не мешать его авторским правам и взял в штат. Не сказать, что мультики были интересными, но они были трехмерными, полностью созданными на компьютере – и они полностью захватили фантазию Стива Джобса.

Очарованный Стив безуспешно пытался уговорить Apple купить студию, выставленную на продажу. «Я говорил им: «Эти ребята идут далеко впереди нас, они представляют собой будущее». Потому что просто знал, что это очень важно и нужно. Если хотите – это чутье» — вспоминал потом Джобс».

После громкого расставания с Apple  Стив просто отправился к Лукасу и начал жестко с ним торговаться. В результате он купил Pixar всего за 10 миллионов долларов, хотя владелец просил в два раза больше. Это были гроши, но никто не рассчитывал на такой резкий прорыв, который продемонстрировала всем студия анимации (в 2006 году ее продали «Дисней» за 7,4 миллиарда долларов). Конечно, она не сразу превратилась в сказочно-футуристичную компанию: долгие годы молодые гении обходились неряшливым офисом и разваливающейся мебелью.

И, как и в случае с NeXT, Джобс сделал ставки не на ту  рыночную нишу: сначала предполагалось, что Pixar будет обеспечивать специальными компьютерами голливудские студии и медицинские заведения. Однако, и тут случился провал.  К 1989 году были проданы только несколько сотен массивных гаджетов Pixar Image, заточенных под крутую анимацию, c ценниками в $135 000, к которым требовали еще и дорогостоящей комплектации.

Но на этот раз поворот на 180 градусов прошел удачно. В 1990 году Лассетер и Кэтмулл сказали Стиву, что они могут построить бизнес на компьютерной анимации для рекламных роликов. И возможно, когда-нибудь, они смогут даже продать собственный мультфильм! Джобс был удивлен. Джон и Эд всегда учили его чему-то новому. И оснований не доверять их интуиции у него не было.  Новый вид анимации имел разрушительные возможности для старого рынка мультфильмов и кино. И он решил взяться за разрушение всерьез.

Эд Кэтмулл, Стив Джобс и Джон Лассетер

И снова Стив начал перестройку с увольнения большинства сотрудников. В 1991 году в их офисе стало намного просторней. Оставшихся инженеров он реорганизовал так, чтобы они могли все силы бросать только на один проект. И объявил о смене направления компании: «Вы и сами чувствуете, что мы занимаемся не тем, чем должны. Давайте изменим это. Поэтому я купил Pixar – чтобы делать то, что нравится. Да, это будет большой риск, но мы должны попытаться. Хотя бы, чтобы успокоить свое сердце». Финансовый директор Лоуренс Леви сразу бросился изучать состояние анимационного рынка.  На этот раз им нужно все было сделать правильно.

Джобс учится брать на себя ответственность

Сдвиг в Pixar произошел одновременно со сдвигом в личной жизни Джобса. Он, наконец, перерос стадию свиданий на одну ночь и цветочков-конфет и в 1991 году решил жениться на девушке, которая уже два года не давала покоя его сердцу – Лорен Пауэлл. Раньше Стив всячески избегал ответственности, отказываясь даже признавать свою дочь Лизу, которая родилась вне брака в 1978 году (правда, потом он исправился). В общем, он вел себя как эгоистичный и самовлюбленный мальчишка.

Чувства к Лорен не изменили его в одночасье, но постепенно, шаг за шагом он становился семейным человеком. И эгоизм свелся почти к нулю в большой семье с тремя детьми. Ему так нравилась семейная жизнь, что Джобс перенес свой офис поближе к дому в Пало-Альто – он расположился в двух минутах езды на велосипеде. К этому времени поутихла и его слава: Стив смог спокойно забегать в супермаркет рядом с домом, не опасаясь привлечь много внимания.

Стив Джобс и Лорен Пауэлл (последнее публичное выступление)

И даже когда он вернулся в Apple, его любовь к дому сильно корректировала планы компании. Не то, чтобы он не был трудоголиком. Он просто приходил домой и начинал работать там. И его имя висело онлайн в чате сотрудников Apple до глубокой ночи. Как рассказывают его коллеги, если вечер был не поздний, с ним всегда можно было поговорить по видеосвязи. И тогда на заднем фоне обязательно маячил кто-то из детей.

Оглядываясь назад, можно заметить, что лучшим вариантом для Pixar как раз и был Джобс с детьми. Он был эффективным и отличным бизнес-лидером, когда мог поставить себя на место первичного клиента.  И он точно знал, что хочет от компьютерной анимации как отец, воспитывающий своих детей. Он стал требователен и чуток, о чем Лассетер и Кэтмулл не могли раньше и мечтать.

Джобс учится быть партнером

Вскоре после того, как он решил отдать Pixar во власть анимации, Джобс вытащил кролика из шляпы и получил 26 спонсорских миллионов долларов от «Дисней» (студия была клиентом Pixar). Их было достаточно для создания полного метра.  Правда, Стива страшно возмущало невежество инвесторов: «Они совершают ошибку, отказываясь признавать силу наших технологий. Им нравится думать, что они могут выбросить такую кучу денег на ветер».

Но когда-то невежество просто выводило его из себя. Период изгнания сделал его гораздо спокойней. Однажды его спросили, какие отношения бесили его больше: NeXT и IBM или Pixar и «Дисней». И Стив ответил: «Руководство IBM ничего не знало о компьютерах. Ни-че-го. Ничегошеньки.  В «Дисней» хотя бы могли сказать «да, этот фильм неплох».

Даже если Майкл Эйснер и Джеффри Катценберг «понятия не имели» о возможностях Pixar,  Джобс признавал, что партнерство с ними поставит его студию на ноги: «Это самая большая вещь, которую я смог сделать для Pixar. Да, это было страшно, но и мы, и они хотели делать классные мультфильмы. Один из способов справиться с таким страхом – это понять, что ваш партнер хочет того же, что и вы».

Джобс учится строить компанию

Затем пошли долгие попытки переформатировать процесс работы студии под создание большого метра. Его вторжение в Голливуд научило Джобса очень многому: «Я начал изучать то, как делаются фильмы. Но проблема была в том, что мы хотели научиться строить компанию, а не просто делать кино».

На этот раз не было ветреного обсуждения «открытой корпорации. Джобс начал платить аниматорам столько же, сколько платил программистам. «Мы должны ценить их в равной степени» — говорил Джобс о двух лагерях в Pixar.  – «Многие считают, что мы не правы и будущее за программистами. Но мы так решили и так будет.  На самом деле, это один из важнейших смыслов Pixar».

Это было одно из тех  решений, которые со временем закрепили успех компании. Через 10 дней после выхода Toy Story в 1995 году компания Pixar была у всех на ушах. Настало время выбросить старую мебель из старого офиса и сменить его на помещение с отличным видом для вдохновения. Новая штаб-квартира начала строиться в городе Эмеривилл, Калифорния. И Джобс наслаждался этим процессом – он раньше никогда не ощущал так глубоко слово «заслужил». В дизайне студии преобладали голливудские нотки, смешанные с антуражем старого кирпичного завода. Здание идеально подходило и его команде программистов и аниматоров, и Тому Хэнксу с Оуэнном Уилсоном,  которые стали бы озвучивать мультипликационных персонажей.

Встреча с инвесторами на месте будущего завода в городе Фремонт

Для строительства были заказаны кирпичи 12 разных оттенков, и Стив лично инспектировал процесс укладки, иногда пробираясь на стройку ночью в тайне от охранников.  В результате чего рабочим пришлось несколько раз переделывать начатое.

Он также создал нечто вроде университета для будущих сотрудников Pixar. Там были занятия для программистов, художников и финансистов, которые позволяли погрузиться в атмосферу компании и объяснить ее смысл. Существовали классы танца, изобразительного искусства, работе с компьютерными технологиями, иностранных языков, драмы, математики, творчества и бухгалтерского учета. И однажды Джобс сказал: «Это самое крутое место работы в мире».

Джобс учится делать выводы и учить других

И тут, на этой счастливой волне его позвали обратно в Apple. После неудачных попыток создать программное обеспечение для Mac и конфликта с IBM, Apple оказалась на смертном одре в 1996 году. У NeXT была мощная и современная операционная система, а также очень убедительный рассказчик, который сумел убедить генерального директора Джила Амелио в том, что его компания способна спасти  Apple.

В итоге, он продал NeXT своему «Яблоку» за 400 миллионов долларов, которые раздал прежним инвесторам . И стал «iCEO» — временно, как ему казалось.

Последовавшая за этим сказка или сага о новых продуктах Apple завораживает. Но это просто история о человеке, который за 11 лет прошел суровую бизнес-школу и воспользовался уроками, которые узнал за это время.

Первые года жизни NeXT и Pixar научили его управлять финансами в кризисном режиме. Это помогло ему за пару лет вытащить Apple из той «задницы», в которой та оказалась. Обретя внутреннюю дисциплину, он быстро наметил путь компании и сделал ставки на будущие продукты, а опыт с Pixar помог ему придерживаться выбранной точки зрения вопреки всему: Стив отказался от постоянного обновления и создания кучи мелких продуктов и сосредоточил внимание на одном большом проекте в год.

Джобс научился работать с талантами после общения с Эдом Кэтмуллом и Джоном Лассетером в Pixar, которые хотели просто заниматься любимым делом и получать за это достойные деньги. Теперь он старался поддерживать теплые отношения с теми, кто оказывался во главе отделов. Как и в случае с аниматорами и программистами, в Apple он уравнял конструкторов и технологов. Он «притащил» к себе великого дизайнера Джонатана Айва, который для Apple имел такое же значение, как Джон Лассетер для Pixar.

«Мы делали много таких продуктов, после которых мы с Джонатаном смотрели друг на друга и говорили: «понятия не имею, как сделать еще лучше, но давай попробуем».

И был еще один большой урок, который преподал ему Голливуд: люди запоминают истории лучше, чем продукты.

«Технологии, над которыми мы работаем уже 20 лет, окажутся на помойке, но когда «Белоснежку» переиздали для DVD в 2001 году, я стал одним из 28 миллионов человек, которые купили себе этот диск. Фильму 60 лет – он старше меня, но его обожает мой сын. И мне не кажется, что кто-то соберется работать на Makintosh через 60 лет», — сказал Стив в одном из интервью.

Но сейчас он стал, пожалуй, той самой историей, ради которой ценители спустя 60 лет захотят тряхнуть стариной на малыше «Макинтоше».

 

 

 

 

 

Поделиться