«Фрикомыслие» — книга, которая ставит мир с ног на уши и смеется над самыми не смешными вещами. Ее цель – заставить читателя посмотреть на самые привычные вещи с самых непривычных точек зрения. Как известно, свежий взгляд на проблему – один из залогов ее решения.
Книга проглочена за несколько часов, впечатления – остро-сладкие. Давайте по порядку.
Авторы
Профессор и журналист, серьезные и взрослые мужчины. А книгу написали так, как будто внутри у них сидят маленькие дети: легко, задорно, в чем-то бесстрашно и без чересчур серьезного лица. Через пару страниц мы уже стали друзьями, а через полкниги я уже знал, как хитро трехлетняя дочка одного из Стивенов умеет ходить на горшок и обманывать своего папу.
Для тех, кто читал «Фрикономику» и «Суперфрикономику», это будет не первая встреча с авторами. Тех е, кто начнет знакомство с их творчеством с «Фрикомыслия» ждет весьма приятное знакомство.
Дружеская атмосфера, благодаря которой книгу глотаешь большими кусками и не просишь даже стакана воды, спасает читателя «Фрикомыслия» от вселенской печали: первые 40% книги авторы методично мне доказывали, что я абсолютно ничего в этом мире не знаю. Даже когда говорю, что знаю – все равно не знаю. Обидно, но друзьям можно.
Ребята-авторы доказывают это не с целью обидеть нас, маленьких. Они как бы говорят «Ну да, мы все ничего не знаем. Но так ведь это самое интересное: теперь надо все-привсе узнать». А чтобы что-то узнать во взрослом солидном возрасте, когда ты живешь с тонной предубеждений и заблуждений за плечами, нужно кардинально сменить точку зрения на мир. И стивены предлагают Эксперимент
Иллюзионист Стоун показывает фокусы с самого близкого расстояния, поэтому «предпочтительно, чтобы зритель был одного роста с иллюзионистом». Дети же смотрят на фокусы снизу вверх. «Мне очень нравится фокус с исчезающей и снова появляющейся монетой. Монету нужно прятать на тыльной стороне ладони, и невысокие дети могут ее заметить».
Обладая преимуществом низкого роста, дети могут легко разгадать самый тщательно подготовленный фокус, задуманный так, что его следует смотреть только сверху. И если вы сами не показываете фокусы, то никогда не и не подумаете, что такое преимущество существует. Это иллюстрация идеальной «фриканутости» — нужно смотреть на вещи с разных точек зрения, чтобы ухватить суть.
Эксперимент – это попытка взглянуть на проблему, ситуацию, вопрос с другой стороны. Авторы предлагают поискать альтернативные точки зрения – чем больше, тем лучше. Потому что – их же слова – люди не просто не знают ответа на вопрос, они думают, что правильно задали вопрос, хотя в большинстве случаев это не так.
Стивены для примера рассказывают про хрупкого японца Такеру Кобаяси, который шесть лет подряд побеждал на всемирном конкурсе поедателей хот-догов. В первое свое выступление ему удалось увеличить действующий мировой рекорд почти в два раза.
Можно ли успех Такеру Кобаяси, сколь бы выдающимся он ни был, повторить в какой-нибудь другой области, более значимой, чем скоростное поглощение хот-догов? Мы считаем, что можно. Если вы думаете как фрик, тут есть два урока, достойных усвоения. Первый из них касается решения проблем вообще. Кобаяси переформулировал стоявшую перед ним задачу. Какой вопрос задавали себе остальные участники? «Как я могу съесть больше хот-догов?» Кобаяси спросил иначе: «Что я могу сделать, чтобы есть хот-доги стал легче?» Этот вопрос заставил его экспериментировать и анализировать полученные данные, что привело к появлению новой стратегии.
Только переформулировав задачу, он смог обнаружить новое решение.
Найти иную точку зрения сложно. «Фрикомыслие» предлагает несколько вариантов: включить в себе ребенка, устроить мозговой штурм с перечислением всех возможных точек зрения (чем больше бреда, тем лучше), задавать вопросы, которые следуют из вопросов (Проблема: «Мне нужны брокколи». Зачем мне нужны брокколи? Почему именно брокколи?) .
Честно сказать, для меня проблема – найти подходящую проблему, которую можно решить методом «фрикомыслия». После книги, наполненной вкусными историями про дегустаторов-обманщиков, лечение человеческими экскрементами, благотворительные фирмы, которые не будут вам больше надоедать, хочется применить знания на практике. Думаю, скоро случай подвернется. Огромная часть крутых вдохновляющих примеров из «Фрикомыслия» касаются маркетинга.
Читать книгу стоит – вы потратите на нее несколько приятнейших часов, от души позабавитесь над странными экспериментами, интереснейшими исследованиями и захватывающими историями, которых во «Фрикомыслии»полно. А если у вас нет проблем, которые можно решить Экспериментом, просто расслабьтесь. Настоящие фрики не напрягаются никогда.