Впечатление превыше всего

Последние 40 лет футуристы и экономисты спорят о том, какая из существующих бизнес-стратегий лучше всего подходит для постиндустриальной эпохи. Еще в 1971 году Эльвин Тоффлер в книге «Future Shock» писал об особой «индустрии впечатлений» — люди будут платить большую часть своих зарплат не за материальные блага, а только за то, чтобы испытывать новый опыт.

Его предсказания сбылись — сейчас многие люди тратят три месячные зарплаты на то, чтобы скататься в отдых в Турцию или купить футболку от Armani за 200 долларов и чувствовать себя в ней королём. Вещи перестали быть вещами и превратились во впечатления. Другой пример компании, которая превращает свои продукты во впечатления — Apple. Никто кроме Apple не умеет объединять бренд с сервисом, превращаясь в экстраординарную компанию. Дизайн-компании вроде Apple побеждают технологических гигантов вроде Google и Microsoft именно силой впечатления, которые производят продукты компании, силой своего бренда.

В современном бизнесе есть только несколько компаний, которые могут поспорить с Apple в уровне контроля экосистем своих продуктов. Некоторые из них уже уверенно движутся в правильном направлении (например, Amazon, Tiffany&Co), другим требуется небольшая «настройка». В любом случае, само существование «эры Apple» должно стать оптимистичным символом для стартапов и компаний без бюджета, но с чётким пониманием своего продукта.

Всем эти компании должны думать о себе в контексте создания опыта, объединяющего бренд, продукт и сервис. Связующим звеном для бренда, продукта и сервиса должно стать впечатление пользователей — оно словно лакмусовая бумажка подскажет, какое из трёх составляющих нужно доработать.

Шансы создать уникальный продукт, основанный на пользовательском впечатлении есть у каждого. Помимо iPhone на рынке есть такие штуки как Nike Fuel, Amazon Kindle, Go Pro и другие продукты. Это бренды, которые сильнее своих логотипов — они заставляют нас пересмотреть свои ожидания, свои взгляды на мир. После того, как мы берём их в руки, мир уже никогда не будет таким, как раньше — это и есть момент создания пользовательского впечатления.

Многие компании думают только в контексте продаж, не подозревая о том, что тысячи каналов дистрибуции не помогут сделать продажи кардинально лучше, а продукт, созданный на стыке бренда и сервиса принесёт продажи сам, буквально магическим путём. Другие компании создают свои продукты, исходя из бизнес-показателей и выгоды, идя на поводу у своих отделов маркетинга. Однако маркетологи часто не задумываются о таких вещах как экосистема бренда и движущая сила пользовательского впечатления. Спросите своего дизайнера — он видит продукт под более правильным углом, он мыслит категориям впечатления и легко поможет нащупать правильный путь развития.

Проблема создания пользовательского впечатления еще и в том, что это самое впечатление — это ответственность каждого и, фактически, ничья работа. Никто не может понять, кто должен заниматься такой странной штукой, как впечатление пользователя.

Американская авиакомпания United Airlines вдруг начала ощущать проседание продаж, но никто не мог понять, что случилось. Маркетологи тестировали каналы продаж, менеджеры задумывались о переоптимизации затрат. А на самом деле в сети появился знаменитый ролик United Break Guitars, в котором музыкант Дэйв Кэррол делился своим неудачным опытом пользования услугами авиакомпании.

Ну, и напоследок, пять простых советов для тех, кто решил идти правильным путём:

  • Забудьте про брендбук. Время конролируемых брендов прошло, ваш бренд — это мозаика из интерфейсов, взаимодействий и впечатлений. Всё это по-умолчанию динамично.
  • Собирайте данные. Вы должно чётко представлять себе, что происходит с вашим брендом — собирайте все ключевые показатели, до которых только сможете дотянуться, анализируйте, стройте графики.
  • Делитесь информацией внутри себя. Все ваши сотрудники должны понимать ключевые параметры работы компании, быть в курсе всех дел. Это позволяет всем сотрудникам ощущать себя часть бренда.
  • Разделяйте. Дробите задачи на небольшие итерации, делегируйте, изучайте AGILE. К пользовательскому впечатлению применимы те же технологии, что применимы к обычному дизайну.
  • Хватит говорит, пришло время показывать. Хорошее впечатление — это сама по себе отличная реклама. Ваши маркетологи должны сфокусироваться на создании визуально понятной рекламы, которая показывает преимущества, а не говорит о них.
Поделиться