300 спарта… стартаперов

Американский бизнес-портал Inc.com на днях в своем спецпроекте 30under30 опубликовал список 30 молодых американцев-стартаперов, которые в ближайшем будущем имеют все шансы изменить мир и стать новыми Стивами Джобсами. Я изучил этот список.

С первого взгляда, система составления такого списка достаточно проста — берем молодых технологических гуру и выделяем из них самых крутых и способных. Но это только на первый взгляд так.

Вы очень удивитесь, но в списке молодых американских предпринимателей меньше всего… самих американцев. В нём полно индусов, мексиканцев, китайцев, есть даже простой русский парень, а вот белых людей, родившихся под звездно-полосатым флагом, очень мало. Что, перевелись богатыри на земле американской?

Во-вторых, совершенно непонятно, как оценивалась необычность и крутость их идей. Портал заявляет об идее отбора бизнесов, которые способны изменить мир. Однако это совершенно расплывчатая и непонятная формулировка. Что значит «изменить мир»? Наверное, это технологические, инновационные стартапы? Но в списке таких буквально пять-шесть, зато полно компаний, которые занимаются торговлей бижутерией или шьют в Китае сорочки на заказ из итальянских тканей. Что, это тоже меняет мир? Может быть и так, но я не знаю, в какую сторону.

В-третьих, непонятны критерии отбора компаний. В списке как Pinterest, который словно гриб вырос на прикормке венчурных инвесторов, так и компания, которая выращивает грибы (я серьезно), причем делает это на свои деньги. Между «посевными» стартапами и компаниями, выросшими на свои (например, Fabulous Coach Lines) две большие разницы, согласитесь.

Одним словом, из отличной идеи получился небольшой балаганчик с подставными лицами и непонятными идеями. Однако несколько действительно интересных компаний в списке можно найти. Вот они:

  • Hipstamatic — сервис для фотографирования и обработки снимков на iPhone, который создавался буквально на коленке (точнее, на двух коленках: Лукаса Брика и Райана Дорсшота). Ребята вложили в своё приложение-сервис несколько тысяч долларов и все свободное время, а чуть позже продались Instagram (который, кстати, вдохновлялся их идеей). За 4 года iOS-приложение Hipstamatic загрузили 4 млн. человек, которые принесли создателям более 10 млн. долларов, а в 2012, по прогнозам, принесут еще 22 млн. долларов.
  • Швед Натан Сигворт создал интересный сервис PharmaSecure, который помогает жителям бедных стран бороться с поддельными лекарствами. Фармацевтические компании печатают на упаковках лекарств специальный код, который можно отправить в виде SMS-сообщения и удостовериться в подлинности лекарств. Мне трудно оценить качество социально-ориентированных идей, и трудно понять способ монетизации идеи, но выглядит все здорово. Кстати, этот сервис можно после Индии смело запускать в России.
  • Юд Гомилла и Иммад Акхуд ухватили за хвост отличную идею (она же главная проблема) любых систем распространения мобильных приложений, как в iOS, так и в Android-мире — отсутствие социальной составляющей. Эти огромные системы распространения приложений представляют собой просто огромные каталоги, в которых можно что-то купить, но в которых нельзя пообщаться с друзьями, поделиться советом или рассказать о своем опыте. Они создали сервис Heyzap, который как раз предоставляет такой функционал. Рост прибыли с 2,2 млн в 2011 до 10 млн в 2012 впечатляет.
  • Лысый, но весьма бородатый при этом Бен Милн решил подорваться авторитет Рaypal на рынке электронных платежных систем — он основал финансовый стартап Dwolla. Стартап работает по достаточно хитрой схеме, привязанной к американскому номеру социального страхования, но на практике оказывается невероятно простым — можно легко отправить деньги другому пользователю буквально по SMS и электронной почте. Финансовые показатели стартапа не разглашаются, а жаль — идея кардинального упрощения системы электронных платежей выглядит своевременно и интересно.
  • Еще забавна компания Back to The Roots, которая распространяет комплекты для выращивания грибов на спитых кофейных зернах. Отличный пример бизнеса, который вырос словно гриб на спитой идее экологизации всего и вся.

Ну вот, после сортировки бизнесов, которые могут «взорвать мир» остается пять компаний из 30. Слабоват выхлоп, но это лучше, чем ничего.

Поделиться