Как дизайн спасает от голода Бостон и Кембридж

Представьте себе на десять минут, что стартап – это бездомный человек, который выходит на улицы города и клянчит у людей деньги. На мой вкус, метафора близка к реальности. Представили? Сейчас я расскажу вам, как дизайн табличек для попрошаек может повлиять на их успех.

Вопросом типографии озаботились два человека из  Бостона и Кембриджа: художники Кенжи Накаяма и Кристофер Хоуп. Они договорились с бездомными о том, что те будут несколько дней ходить по этим же двум городам с красочными, каллиграфически выполненными табличками вместо привычных картонок с кривыми маркерными буквами, целью которых является только одна вещь – привлечь внимание. Как и у любой другой рекламы.

«Бездомность является белым шумом общества» — говорит мистер Хоуп. – «Мы живем в мире, который так насыщен дизайном и брендингом, что таблички бездомных в нем просто теряются. И только жуткие лохмотья способны привлечь внимание сейчас. Многие бездомные не просят денег на своих табличках вообще. Они используют их для самовыражения».

Тут я согласен с Кристофером – вспомните пост про правила для копирайтеров через таблички бездомных.

«Я все время вижу, как через свои таблички бездомные прямо или косвенно пытаются рассказать о своем отношении к политике или религии. Это их голоса, протянутая рука».

Ни я, ни вы не привыкли задумываться о том, что же там накорябано на невзрачной картонке. В России таблички вообще не так активно используются, как в Штатах. Будем честными – мы стараемся даже не задевать их глазами, чтобы не сочли за проявление искреннего внимания. Возьмем это за исходные данные или точку отсчета. И вот Кенжи с Кристофером взялись за свой эксперимент. Их цель: сделать так, чтобы прохожие останавливались и спрашивали, откуда у бездомного такой красивый знак.

Художники сели на улице и предложили всем бездомным, каких встречали, обменять свои таблички на новые. Бедняки работали вместе с Кенжи и Кристофером, вместе думали над дизайном: говорили, какие цвета им нравятся, какое слово стоит выделить. После завершения работы, художники делали фотографию человека со старой и новой табличками, давали ему 20 долларов вознаграждения и отправляли гулять по улицам.

Как вы думаете, насколько сильно изменили новые таблички жизнь бездомных? На индивидуальном уровне ответ неочевиден. С одной стороны, знаки дали возможность зарабатывать больше денег (да, реклама сработала). С другой – поставили человека в зависимость от таблички. А если ее украдут? В их мире правят законы джунглей.

Кенжи отмечает, что некоторые бездомные сами выбрасывали таблички, потому что привыкли быть маргинальными и повышенное внимание не доставляло им удовольствия. Авторы проекта даже предположили, что красивая табличка – не более, чем плацебо для бездомных. Многим, кстати, кажется, что реклама тоже своего рода плацебо для бизнеса. Красивая табличка – это символ социализации бездомного человека. Налаживания его диалога с миром. Как и реклама – это обращение предпринимателя к клиентам.

«Хороший дизайн» позволяет видеть мир по-другому. Он является мощной силой, которая может преодолеть пренебрежение людей, их стереотипы и недоверие. Он привлекает внимание к сути. Хороший дизайн не может спасти бездомных от голода. Но он может вернуть им место в социуме, вернуть протянутую вверх руку. И если дизайну это под силу, то самим людям по плечу решать свои проблемы» — говорит Хоуп.

Кстати, Кенжи и Кристофер хотят расширять свой проект на другие города и государства. Для этого создается специальная некоммерческая организация. Как вам идея – притворится бездомным и заполучить себе шикарную дизайнерскую табличку с концептуальной надписью?

 

Поделиться