Сегментированная цена

Глядя на то, как многие компании неумело оперируют законом сегментированной цены, сразу вспоминается притча про глупого ученика сенсея, который сломал и одну протянутую ему тростинку, и целый веник. Испортил притчу, одним словом. 

Сегментированная цена существует примерно столько же, сколько существует сама рыночная экономика. Она нужна была продавцам товаров и услуг для того, чтобы объяснить стоимость, а покупателям — для того, чтобы попытаться повлиять на неё. Однако часто понимание этих простых законов приводит к неприятностям.

К примеру, я хочу улететь из Москвы в Петербург. Захожу на сайт Аэрофлота, выбираю интересующий меня рейс, и вижу цену:

Стоимость перелёта — 4125 рублей. Она состоит из Базового тарифа в 4125 рублей и Такс и сборов в 188 рублей. Однако это еще не всё.

Если внимательно изучить страницу о сборах и таксах, то можно узнать, что в Базовый тариф входит сбор за авиатопливо в размере 1500 рублей, сбор в 3,7 евро за бронирование и даже забавный сервисный сбор в 10 евро за печать билета.

Если бы я захотел лететь из Хельсинки в Берлин, то сайт авикомпании Blue1 показал бы мне почти ту же информацию, но структурированную в виде маленькой таблички:

Вопрос — зачем мне знать всю эту информацию, если я не могу на неё повлиять?

Можно я заплачу за топливо не 1500 рублей, а 1300, и принесу с собой в канистре 20 литров своего? А можно я сам напечатаю билет и сэкономлю 400 рублей? Похоже, что нет.

Сегментированная цена подразумевает возможность пользователя оспорить какой-либо из её показателей, и тем самым повлиять на итоговый результат.

Если нет возможности повлиять на цену, то и не нужно показывать её составляющие. Иначе это похоже на то, как грабитель, отбирая у жертвы кошелек, подобно расписывает ей, на что он потратит украденные деньги.

Поделиться