Как во время конференции организовать общение со слушателями?

Мне, как и другим регулярно выступающим на конференциях и ведущим семинары и тренинги, приходится решать вопрос об организации обратной связи со слушателями. Обычно это обратная связь организуется, простите за тавтологию, прямо — слушатели задают свои вопросы после того, как прослушают спикера. У такого подхода есть существенный минус: не все способны 20 минут держать в голове свой вопрос, и не у каждого есть возможность и привычка вести лог выступления. Поэтому я использую простой и понятный всем способ организации — обратная связь через веб.

Для того, чтобы организовать обратную связь с аудиторией с помощью веба, совсем не обязательно создавать информационные системы и специальные сайты. Достаточно использовать технологии, которые уже есть под рукой — Twitter и Facebook. Позвольте, я расскажу, как можно применить два этих сервиса.

  1. Перед началом выступления я объявляю: слушатели могут задавать мне любые вопросы в любое удобное для них время. Для этого им достаточно воспользоваться своими мобильными телефонами. Я буду получать их вопросы в режиме реального времени на свой iPhone в виде SMS, твитов со специальным хэштегом и комментариев к специально созданной записи в Facebook.
  2. Свое выступление я дроблю на несколько небольших фрагментов (обычно 2-3) с паузой между ними. Во время этих пауз я беру в руки iPhone или iPad, и начинаю читать пришедшие вопросы. После этого выбираю несколько самых интересных и отвечаю на них сразу во время паузы.
  3. После выступления прошу прислать мне электронные почты тех, на чьи вопросы я не успел ответить — это можно сделать потом, отдельно.

А теперь — о том, как донести до слушателей информацию о такой возможности. Тут есть несколько вариантов:

  • Написать на доске свои контакты: адрес своей фейсбук-страницы, хэштег для твиттера или номер мобильного телефона.
  • Внести эти данные в слайды презентации. Можно просто пустить их внизу каждого слайда в качестве футера. В таком случае лучше сделать их полупрозрачными.

SMS

Тут нет никаких особенностей — указываете свой номер телефона, слушатели шлют вам SMS с вопросами. Могу посоветовать только перевести телефон в беззвучный режим на время конференции.

Такой способ имеет один небольшой, но достаточно приятный бонус — ваш номер телефона останется у всех слушателей и после конференции. Простой, бесплатный и ненавязчивый нетворкинг в действии.

Twitter

Вопросы через твиттер можно собирать двумя способами — с помощью реплаев и лентой поиска твитов с определенным хэштегом.

Хотите реплаи? Пишите свой твиттер и читайте ленту Mentions. Не забудьте только разрешить реплаить вас пользователям, которых нет в вашем френдлисте.

Вариант с хэштегами чуть более замороченный, но выглядит более деловито и солидно. Придумайте для своего выступления хэштег (например #tmrasln) и читайте search-ленту твиттера с заданным форматом поиска по хэштегу.

Оба этих способа можно осуществлять в режиме реального времени с iPhone или iPad. Минусов у twitter-способа два: не все ваши слушатели есть в этой социальной сети и не все могут уместить свои вопросы в 140 символов.

Facebook

Метод прост — перед началом выступления обновляете свой статус на «Собираю вопросы к выспулению к этой записи» и даете ссылку на свой фейсбук-аккаунт. Заходящие на него слушатели сразу видят эту запись и пишут к ней свои комментарии.

Можно сразу дать ссылку на конкретную запись в Facebook, но это не так удобно.

Все три этих способа одинаково просты и удобны. Ну, а напоследок, парочка общих советов.

  • Я советую комбинировать все три способа, сразу, одновременно. Этим вы покроете 100% своей аудитории. Мобильный телефон точно есть у каждого человека.
  • Возьмите с собой и iPad, и iPhone. На iPad стоит вывести ленту поиска твиттера по хэштегам, с iPhone читать сообщения и реплаи в режиме Notification Center.
  • Не нужно отвлекаться на вопросы во время выступления. Для чтения вопросов и ответы на них есть небольшие брейки во время выступления.
  • Ради веселья стоит воздать маленький конкурс на лучший вопрос. Призом на него может стать книжка. У меня, например, это «Арифметика продаж».
Поделиться