Преодоление кризиса – задача сложная и требует времени, поэтому антикризисное управление компанией осуществляется поэтапно. Этапы антикризисного менеджмента включают в себя конкретные процедуры, направленные на создание условий выхода из кризиса и минимизации отрицательных последствий кризисной ситуации. Каждая компания в условиях кризиса реализует собственную стратегию по выходу из него, однако основные этапы антикризисного менеджмента одинаковы для всех.
Первый этап антикризисного менеджмента – проведение комплексной диагностики хозяйственной и финансовой деятельности компании. Для этого создается рабочая группа, в которую включаются специалисты компании, представители руководства и акционеров, а также консультанты – аналитики и эксперты в сфере финансов и права. Данная рабочая группа собирает и анализирует данные за последние три-пять лет существования компании, такие как: сведения о стратегии компании, ее целях и миссии, системе маркетинга, структуре капитала компании, ее имущественном положении и финансовом состоянии, хозяйственной деятельности и так далее. Этот этап антикризисного менеджмента называется диагностикой кризисного состояния, и позволяет получить модель развития компании во времени, выявить ее сильные и слабые стороны.
На втором этапе антикризисного менеджмента вырабатывается стратегия развития компании. Это делается на основании полученной при диагностике информации, и такая стратегия представляет комплексный, подробный и всеохватывающий план, в соответствии с которым должна функционировать компания, все ее подразделения и структурные единицы, чтобы достичь желаемых целей и избежать кризиса. Эти этапы антикризисного менеджмента могут осуществляться и в то время, когда компания не испытывает серьезных затруднений, чтобы предупредить возможность возникновения кризисной ситуации.
Третий этап антикризисного менеджмента – это тактическое планирование, на этом этапе разрабатывается план по выводу компании из кризиса. В тактический план могут быть включены такие меры, как сокращение расходов, реализация непрофильных активов, закрытие филиалов и подразделений, сокращение производства или сбыта, повышение отпускных цен, получение кредитов, укрепление трудовой дисциплины, изыскание внутренних резервов, привлечение специалистов для проведения маркетинговых исследований и так далее.
На четвертом этапе антикризисного менеджмента план реализуется. В компании проводятся запланированные антикризисные мероприятия, ситуация постоянно мониторится, анализируется и контролируется, вносятся своевременные коррективы.
На пятом этапе антикризисного менеджмента результаты проведенных мероприятий оцениваются, анализируется выполнение программы по стабилизации и нормализации ситуации, выводу компании из кризиса. Если погашена задолженность, получена рассрочка, повысилась капитализация, сокращен избыточный персонал, можно считать, что компания на пути к успешному преодолению кризиса. В тех случаях, когда этого не произошло, компания может попытаться скорректировать свою стратегию и разработать новую программу, чтобы вновь попытаться преодолеть кризисную ситуацию, либо ликвидироваться. Успешно преодолевшей кризис компании предстоит еще один этап антикризисного менеджмента – разработка действующей методики по прогнозированию и предупреждению кризиса в будущем.