Управление дебиторской задолженностью компании

Дебиторская задолженность представляет собой сумму всех долгов, которые причитаются компании со стороны ее должников. Должниками этими могут быть как другие хозяйствующие субъекты, так и граждане. Возникает дебиторская задолженность тогда, когда услуга или товар проданы, но не оплачены, и деньги за них компания не получила. Из-за роста дебиторской задолженности у компании могут возникать различные проблемы, из которых самой неприятной является дефицит оборотных средств, грозящий компании утратой платежеспособности. Поэтому управление дебиторской задолженностью компании – одна из важнейших задач финансового менеджмента, и не только его. В настоящее время управление дебиторской задолженностью компании осуществляется с привлечением усилий юридической службы, службы безопасности, отделов продаж и коммерческих отделов, а координация деятельности по управлению дебиторской задолженностью осуществляется финансовым директором и генеральным директором компании.

Управление дебиторской задолженностью компании решает задачи комплексной проверки должников на первоначальном этапе, финансирования дебиторской задолженности, организации претензионной работы, осуществляет учет, контроль и оценку эффективности дебиторской задолженности, обеспечивает своевременное выставление счетов на оплату,  юридическое сопровождение всех сделок компании, взыскание долгов.  В ходе такого управления ведется постоянный мониторинг соотношения кредиторской и дебиторской задолженности, строятся прогнозы поступления денежных средств от должников, оценивается реальная величина дебиторской задолженности, и возможные издержки, связанные с ней.

Таким образом, управление дебиторской задолженностью компании представляет собой процесс реализации специфических функций по управлению, в число которых входит планирование, организация, мотивация и контроль, и является частью общего управления компанией. Управление дебиторской задолженностью компании имеет целью оптимизацию величины этой задолженности. Необходимо отметить, что увеличение и уменьшение размеров дебиторской задолженности выше или ниже определенных пределов оказывает на компанию и состояние ее дел негативное влияние. Рост дебиторской задолженности отвлекает денежные средства из оборота, а ее резкое снижение может свидетельствовать об оттоке клиентов и снижении объемов продаж.

Управление дебиторской задолженностью компании необходимо осуществлять на всех этапах хозяйственной деятельности компании, начиная с проведения переговоров перед заключением и исполнением договоров.

Поделиться