Этика переговоров

Этика, по мнению Аристотеля, является наукой, которая помогает нам познать, как следует поступать, и от чего следует воздерживаться. Современная этика рассматривает  поведение людей с точки зрения его соответствия принятым в обществе нормам. Профессиональная же этика является системой норм и правил, обусловливающих поведение человека, который принадлежит к какой-либо общественной группе. Бизнесмены, предприниматели в силу специфики своей деятельности (профессии) вынуждены часто и много встречаться и общаться с людьми, вести различные переговоры, поэтому с течением времени выработался свод правил и этических норм, регламентирующий поведение людей во время таких встреч, получивший название этика переговоров.

Считается, что этика переговоров является единой для  всех участников переговоров, из какой бы страны они ни были, и каким бы бизнесом ни занимались.  Стоит отметить, что этика переговоров, как и вообще этика в сфере бизнеса, обладает весьма специфическими особенностями. «Правила игры» в сфере бизнеса достаточно жесткие, и понятия несправедливости и справедливости бизнес трактует по-своему. Успешный бизнесмен может идти к успеху и преодолевать препятствия на этом пути, но при этом его поведение с точки зрения общественной морали будет выглядеть «нечестным», «несправедливым». Однако этика ведения бизнеса (и этика переговоров в том числе) вовсе не считают умолчания, недомолвки и блеф постыдными и недопустимыми приемами.  Но при этом этика переговоров не допускает жульничества, грубого обмана партнеров, «грязной» игры – это не просто не принято, а ведет к большим проблемам в бизнесе для такого «игрока», с которым просто никто не станет вести дела.

Этика переговоров включает в себя различные требования и к внешнему виду участников переговоров, и к их поведению в процессе переговоров, и к самой процедуре переговоров. Правило «по одежке встречают» при переговорах не утрачивает своей актуальности уже много веков. Невербальные аспекты, кинесические и экстралингвистические средства (мимика, позы, жестикуляция, интонации, громкость голоса, его тембр, скорость речи) также важны в процессе ведения переговоров, как и речевая коммуникация, умение вести диалог, культура речи, способность к построению аргументации и логическому убеждению. Этика переговоров требует от сторон-участников переговоров точности и пунктуальности, открытости и честности в процессе ведения диалога. Этика переговоров не исключает возможности применения в ходе переговоров жестких приемов воздействия на оппонента, но настаивает на максимальной корректности: даже при жестком стиле ведения переговоров их участникам недопустимо скатываться к оскорблениям, демонстрировать раздражение или пренебрежение, перебивать выступающих. Также важно соблюдать конфиденциальность переговоров. Если переговоры не завершились успешно, не следует проявлять резкость и холодность: доброжелательное отношение позволит сохранить контакты и деловые связи  в будущем.

Поделиться