Это первая заметка из серии, посвященной повышению эффективности работы продавца. В ней я расскажу об этапах, которые необходимо пройти, для того, чтобы в полном объеме овладеть мастерством продавца.
Для того, чтобы стать профессионалом в области продаж, как и в любом другом деле, необходимо не только разбираться в предмете, но и иметь достаточно практических навыков. Например, многие отлично разбираются в футболе, сидя на диване с пивом перед телевизором, однако, толку на поле от таких специалистов будет немного. Наша же задача состоит в обучении специалистов, готовых продавать на профессиональном уровне. Для этого необходимо пройти обучение, как в теоретическом, так и в практическом плане. Можно выделить шесть этапов обучения:
- Этап 1: Полная неосведомленность. Ученик совершенно не представляет, что это за профессия и как ей учиться. Например, начинающий продавец, проводящий «холодные звонки» может не понимать, что его произношение просто не позволяет потенциальным клиентам понять, что им говорят.
- Этап 2: Осведомленность. Работник начинает понимать, что что-то работает не так или не работает совсем. Например, работник, проводящий «холодные звонки», видит, что его показатели значительно ниже, чем у его коллег. Он начинает интересоваться причинами у коллег и руководителей.
- Этап 3: Понимание. Работник понимает, что нужно исправить. Например, всё тот же продавец записывается на прием к логопеду для исправления дикции, а также на курсы ораторского искусства, чтобы быть понятым клиентом.
- Этап 4: Неуклюжесть. Первые попытки выявляют, что изменение поведения не даётся так просто. Рассматривая всё того же продавца, прошедшего курсы — он уже умеет говорить внятно, но разговор вести ему ещё сложно, его речь постоянно «скатывается» в невнятное бурчание.
- Этап 5: Знакомство. Новая модель поведения даётся значительно легче, но всё ещё не автоматически. Продавцу уже легче вести переговоры, тренировка новых навыков отнимает значительно меньше усилий.
- Этап 6: Мастерство. Работник не задумывается о применении новых навыков, делает это автоматически. Ситуация схожа с ездой на велосипеде — работник говорит четко и ясно, совершенно не задумываясь о том, как это нужно делать, не проводя тренировок. Такое мастерство уже не пропьешь.
Три первых этапа относятся к теоретическому обучению, последние три — к практическому. Именно таким образом работает мозг человека в процессе обучения. Завтра мы рассмотрим практическую сторону этого процесса.