Любопытные факты об Apple Store

Все мы знаем и многие любим Apple как компанию, которая делает нашу жизнь лучше — компьютеры и мобильные телефоны яблочной корпорации стали настоящим предметом вожделения и культом (а так же просто хорошим инструментом для умеренных людей вроде меня).

Однако, помимо производства электроники, компания Apple занимается её непосредственным распространением. Apple — это одна из крупнейших в мире ритейлинговых сетей по продаже электроники. Наличие фирменного магазина Apple Store в стране или городе для понимающих людей становится настоящим символом того, что в эту страну или город пришла цивилизация.

Apple Store — это целая компания внутри компании, сложная сеть магазинов, складов, особых подходов к маркетингу и настоящая философия продаж. Именно с этой точки зрения она нам и интересна, потому что весь передовой опыт в плане менеджмента и продаж и является предметом рассмотрения в моем блоге.

Рассмотрим некоторые аспекты поподробнее:

Магазины Apple Store, расположенные в торговых центрах, по выручке с квадратного метра на порядок превосходят все другие магазины в этих торговых центрах. BestBuy «делает» с квадратного метра 960 долларов, Tiffany – 1300 долларов. Продажи Apple с одного квадратного метра достигают 4.000 долларов и постоянно растут.

Первый магазин компании, открытый в городе Маклин, штат Вирджиния, достиг выручки в один миллиард долларов всего за пять лет — это абсолютный рекорд для всех розничных магазинов США за всю историю их существования. «Эксперты» предрекали его разорение в срок от двух месяцев до года.

— Сейчас компания владеет 280 магазинами в большинстве цивилизованных стан мира.

В магазинах Apple Store даже номинально нет должности продавца или кассира. Есть помощники, консультанты, менеджеры, есть даже креативщики, но кассиров и продавцов нет.

— В дизайне всех магазинов используется только три вида материалов: стекло, нержавеющая сталь и скандинавское дерево.

— Компания размещает свои магазины только в самых «горячих» местах — на лучших площадях торговых центров, на самых посещаемых улицах. У Apple Store есть закон: если покупатель не может добраться от транспортного узла до магазина в течении 20 минут, то магазин следует перенести поближе к покупателю.

В Apple Store покупатели могут трогать продукцию компании и пользоваться ей неограниченное время. Многие «покупатели» часами читают с iMac и MacBook свою личную почту. А недавно в Великобритании даже разразился скандал — члена парламента застали в Apple Store занимающимся сёрфингом по сайту компании, предлагающей эскорт-услуги.

Под продукцию Apple отведена четверть пространства магазина, остальную площадь занимает «пространство помощи и идей» — специализированные места, где пользователи могут получить консультацию или научиться новым для себя функциям устройств.

В магазинах нет касс и кассовых аппаратов. Ценниками служат планшетники iPad, а кассовыми аппаратами — специальные устройства EasyPay, которые имеют при себе все консультанты. Любой покупатель может купить интересующий его продукт у любого консультанта с помощью кредитной карточки. Обычно этот процесс занимает менее 20 секунд.

Во многих магазинах вообще нельзя приобрести товар за наличные, в некоторых магазинах сумма наличных для оплаты ограничена 250 долларами — это сделано для того, чтобы избежать потерь времени на кассовые операции.

Компания предлагает специальные подарочные сертификаты на точную стоимость различных устройств. Счастливый обладатель сертификата может обменять его на iPhone, iPad или другой продукт (в зависимости от номинала сертификата) в любом ближайшем Apple Store.

Во всех магазинах действуют центры обучения Apple — в них консультанты магазина в удобное для вас время проведут семинар по любой интересующей вас теме. Все уроки и консультации совершенно бесплатны. Существуют также специальные, платные программы обучения (обычно они стоят 99 долларов за еженедельные занятия в течении года).

В 2010 году в центральном магазине Apple Store (знаменитый «Стеклянный куб на Пятой авеню в Нью-Йорке) состоялась… свадьба. Джошуа и Тинг Ли решили связать себя узами брака в магазине, в котором они познакомились — на фоне обоюдной любви к продукции Apple. Священник было одет в характерные синие джинсы и черную водолазку, и читал молитву с экрана iPhone. Видео церемонии можно посмотреть на YouTube.

За 12 лет существования сети Apple Store компания не заплатила ни цента никаким консультантам и аналитикам рынка — Apple просто продавала продукты с той же страстью, с которой она их производит. Не смотря на это, ежегодно из-под пера бизнес-аналитиков выходят десятки отчетов и прогнозов, гарантирующих Apple Store грядущую стагнацию. Говорят, в офисе компании коллекционируют эти отчеты (не удивлюсь, если они висят в туалете).

Как потребителям, нам остается только сожалеть, что в Россию цивилизация пока не добралась и подобных магазинов у нас нет. А как руководителям бизнес-проектов и предпринимателям нам есть чему поучиться и о чем подумать.

Поделиться