Все мы знаем и многие любим Apple как компанию, которая делает нашу жизнь лучше — компьютеры и мобильные телефоны яблочной корпорации стали настоящим предметом вожделения и культом (а так же просто хорошим инструментом для умеренных людей вроде меня).
Однако, помимо производства электроники, компания Apple занимается её непосредственным распространением. Apple — это одна из крупнейших в мире ритейлинговых сетей по продаже электроники. Наличие фирменного магазина Apple Store в стране или городе для понимающих людей становится настоящим символом того, что в эту страну или город пришла цивилизация.
Apple Store — это целая компания внутри компании, сложная сеть магазинов, складов, особых подходов к маркетингу и настоящая философия продаж. Именно с этой точки зрения она нам и интересна, потому что весь передовой опыт в плане менеджмента и продаж и является предметом рассмотрения в моем блоге.
Рассмотрим некоторые аспекты поподробнее:
— Магазины Apple Store, расположенные в торговых центрах, по выручке с квадратного метра на порядок превосходят все другие магазины в этих торговых центрах. BestBuy «делает» с квадратного метра 960 долларов, Tiffany – 1300 долларов. Продажи Apple с одного квадратного метра достигают 4.000 долларов и постоянно растут.
— Первый магазин компании, открытый в городе Маклин, штат Вирджиния, достиг выручки в один миллиард долларов всего за пять лет — это абсолютный рекорд для всех розничных магазинов США за всю историю их существования. «Эксперты» предрекали его разорение в срок от двух месяцев до года.
— Сейчас компания владеет 280 магазинами в большинстве цивилизованных стан мира.
— В магазинах Apple Store даже номинально нет должности продавца или кассира. Есть помощники, консультанты, менеджеры, есть даже креативщики, но кассиров и продавцов нет.
— В дизайне всех магазинов используется только три вида материалов: стекло, нержавеющая сталь и скандинавское дерево.
— Компания размещает свои магазины только в самых «горячих» местах — на лучших площадях торговых центров, на самых посещаемых улицах. У Apple Store есть закон: если покупатель не может добраться от транспортного узла до магазина в течении 20 минут, то магазин следует перенести поближе к покупателю.
— В Apple Store покупатели могут трогать продукцию компании и пользоваться ей неограниченное время. Многие «покупатели» часами читают с iMac и MacBook свою личную почту. А недавно в Великобритании даже разразился скандал — члена парламента застали в Apple Store занимающимся сёрфингом по сайту компании, предлагающей эскорт-услуги.
— Под продукцию Apple отведена четверть пространства магазина, остальную площадь занимает «пространство помощи и идей» — специализированные места, где пользователи могут получить консультацию или научиться новым для себя функциям устройств.
— В магазинах нет касс и кассовых аппаратов. Ценниками служат планшетники iPad, а кассовыми аппаратами — специальные устройства EasyPay, которые имеют при себе все консультанты. Любой покупатель может купить интересующий его продукт у любого консультанта с помощью кредитной карточки. Обычно этот процесс занимает менее 20 секунд.
— Во многих магазинах вообще нельзя приобрести товар за наличные, в некоторых магазинах сумма наличных для оплаты ограничена 250 долларами — это сделано для того, чтобы избежать потерь времени на кассовые операции.
— Компания предлагает специальные подарочные сертификаты на точную стоимость различных устройств. Счастливый обладатель сертификата может обменять его на iPhone, iPad или другой продукт (в зависимости от номинала сертификата) в любом ближайшем Apple Store.
— Во всех магазинах действуют центры обучения Apple — в них консультанты магазина в удобное для вас время проведут семинар по любой интересующей вас теме. Все уроки и консультации совершенно бесплатны. Существуют также специальные, платные программы обучения (обычно они стоят 99 долларов за еженедельные занятия в течении года).
— В 2010 году в центральном магазине Apple Store (знаменитый «Стеклянный куб на Пятой авеню в Нью-Йорке) состоялась… свадьба. Джошуа и Тинг Ли решили связать себя узами брака в магазине, в котором они познакомились — на фоне обоюдной любви к продукции Apple. Священник было одет в характерные синие джинсы и черную водолазку, и читал молитву с экрана iPhone. Видео церемонии можно посмотреть на YouTube.
— За 12 лет существования сети Apple Store компания не заплатила ни цента никаким консультантам и аналитикам рынка — Apple просто продавала продукты с той же страстью, с которой она их производит. Не смотря на это, ежегодно из-под пера бизнес-аналитиков выходят десятки отчетов и прогнозов, гарантирующих Apple Store грядущую стагнацию. Говорят, в офисе компании коллекционируют эти отчеты (не удивлюсь, если они висят в туалете).
Как потребителям, нам остается только сожалеть, что в Россию цивилизация пока не добралась и подобных магазинов у нас нет. А как руководителям бизнес-проектов и предпринимателям нам есть чему поучиться и о чем подумать.