В последние годы очень популярной стала тема эмоционального интеллекта. Выходят книги, проводится много тренингов. У меня тоже постоянно заказывают тренинги по этой теме – повысить эмоциональный интеллект сотрудников той или иной компании.
И это действительно важно, потому что при отсутствии эмоционального интеллекта возникает огромное количество проблем в коммуникациях – в личных и в профессиональных. А если профессиональные коммуникации строятся неправильно, страдает весь бизнес и вся организация.
Почему возникают проблемы.
В Советском Союзе, родом из которого большинство экономически активного населения нашей страны, про эмоциональный интеллект слыхом не слыхивали. Эмоции считались чем-то постыдным. Проявлением слабости. Их учили скрывать и загонять внутрь (что приводило к огромному количеству неврозов и психологических проблем у людей). И уж тем более не учили эмоции анализировать.
Да и постсоветская Россия долгое время плыла в том же фарватере.
А раз мы не умеем анализировать эмоции, то и не умеем ими управлять. Ни своими, ни чужими.
— А ну перестань плакать! – орёт обычно мамаша советского типа на своего расстроенного чем-то ребенка. Вот и всё управление эмоциями.
Что такое эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект это как раз и есть умение понимать и осознавать собственные эмоции и эмоции других людей. И управлять этими эмоциями у себя и у других.
И такой интеллект не менее важен для жизни в обществе и успешных коммуникаций, чем тот интеллект, который мы измеряем уровнем IQ. Для коммуникаций порой даже более важен. Потому что люди с высоким IQ как правило не очень умеют, а потому и не очень любят общаться с другими людьми.
Они могут решать сложные технологические задачи, писать гениальные статьи и книги. Но договориться об интервью с человеком, который не очень на это настроен, получить скидку там, где скидок обычно не дают, заключить контракт с клиентом, который собирался отдать заказ другому поставщику – это всё проделывают люди с высоким эмоциональным интеллектом.
Что входит в эмоциональный интеллект.
1. Нужно научиться понимать, что с тобой происходит в любой момент времени. Чувство тревожности, грусти, тоски, неожиданного веселья – определить какая именно эмоция в данный момент доминирует. Эмоции это не только грусть или радость. Их огромное количество и у каждой свои оттенки.
2. Дальше учимся контролировать свои эмоции и управлять эмоциональным состоянием. Не давать гневу вырваться на свободу и сжечь всё на своем пути, не давать страхам парализовать волю и так далее.
3. Следующая ступень – эмоции окружающих. Для начала надо просто начать их видеть. По невербалике, по словам, по интонациям понимать что именно испытывает сейчас человек, который перед вами: обиду, разочарование, неловкость, удивление или восторг.
Прекрасно, если у вас есть эмпатия, то есть способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. А эмпатия проявляется в том, что вы не только понимаете, что он испытывает в данный момент, но и активно ему показываете, что понимаете и сопереживаете ему.
4. И четвертая ступень – то, чему обычно все очень хотят научиться на тренингах – умение управлять эмоциями других. Это, конечно, золотой ключик, открывающий многие двери при правильном использовании.
Как воздействовать на человека, чтобы раздражение сменилось интересом? Как вызвать воодушевление? Как вызывать симпатию при первом же знакомстве? Как внушать уважение? Как неприязнь перевести в восхищение?
Каждый из нас хотел бы обладать волшебной палочкой, которая умеет такое. Тогда любые коммуникации будут выстроены на пять баллов, все товары проданы, все контракты заключены, все от вас в восторге.
Эта волшебная палочка называется эмоциональный интеллект. И чтобы ей (палочкой) овладеть, надо учиться.
В следующих постах будем рассматривать более подробно инструменты эмоционального интеллекта и способы его освоения.