В английском дизайне и маркетинге есть интересный термин — skeumorph, для которого мне не удалось подобрать адекватный аналог в русском языке. Однако не рассказать о таком занятном явлении все равно было бы неправильно.
Скиморф — это сознательное заимствование элементов дизайна старых, не использующихся сейчас вещей, в дизайне современных вещей, продуктов и предметов.
Причем надо заметить, что эти элементы дизайне не несут никакой функциональной нагрузки. Их задача — щекотать нашу любовь ко всему «тепловому ламповому» старому, древнему, возбуждать приятные ощущения от обладания предметами, созданными из благородных материалов: кожи, дерева, камня.
Вот несколько примеров скиморфов, с которыми мы сталкиваемся буквально ежедневно:
-
Пластиковые панели в салоне автомобилей, искуссно замаскированные под дерево.
-
Весь дизайн цифровых фотоаппаратов Leicа, тщательно копирующий вид их древних пленочных аналогов.
-
Фильтр на сигарете, выкрашенный под пробку.
-
Искусственный камень, которым выложены стены домов.
-
Звук щелчка затвора, которым iPhone сопровождает каждую сделанную фотографию.
-
Колонны и балюстрады современных домов, выполненные из кирпича и лепнины.
Скиморфы — это копчики дизайна, вещи и элементы, от которых не можем избавиться в силу старой, непонятной привычки, которая даже сильнее нас. Мы сами не понимаем, откуда в нас взялась эта любовь к старым вещам и не знаем, как отделаться от желания видить элементы старых вещей в вещах новых.
Однако надо понимать, что скиморф — это рабочий инструмент маркетолога. Для того, чтобы убедиться в эффективности его работы, достаточно заглянуть в дизайн топовых приложений для iOS.
Пятиминутного сёрфинга по приложениям достаточно, чтобы увидеть — все они активно используют в дизайне интерфейса текстуры ткани, кожи, дерева, стали. Успешное iOS-приложение с удовольствием мимикрирует под настоящую, физическую вещь, словно стирая гран между текстурой и реальным ощущением, убирая холод айфонного стекла. Нам, как и прежде, приятно владеть предметами, у которых есть душа. А дуа, как известно, как из и хранится в коже или дереве.