Журнал Marketing Sherpa порадовал колонкой от специалиста по рекламе Даниэля Бурштейна. Он, может, и не Ван Гог от маркетинга, но делится всегда очень интересными наблюдениями из профессиональной среды. Предлагаю почитать его заметку на русском.
Многие маркетологи думают, что текст – это способ воздействовать на человека задолго до покупки, когда потенциальный клиент еще не думает о возможности потратить деньги. Контент как бы сигналит ему «Эй, парень, смотри сюда. Вах, какая штука продается!».
Но мало кто задумывается о возможности использовать текст, чтобы повлиять на решение человека в момент покупки. Недавно я ездил в штат Мэн и наткнулся там на отличный пример маркетинга-в-момент-покупки. Хотя автор, наверняка, не придавал своей задумке такого смысла.
Как съесть омара
Считаю, это отличный пример маркетинга момента: когда покупатель просто не знает, как употребить или использовать товар. Для меня, как для туриста, который видел омара только на картинках, это переломный момент в выборе между:
- Купить более дешевый продукт (например, салат из омаров тоже вкусный) и не мучаться.
- Купить более дорогой продукт и получить новый опыт.
Лично знаю многих людей, которые не купят омара только потому, что не знают, как его есть и не хотят выглядеть дураками, хотя деньги им и позволяют выглядеть странными типами, вертящими омара и так, и сяк.
Почему же это маркетинг момента? Потому что я уже был готов сделать заказ, я бы сделал его в любом случае. Просто вот такая салфетка на столе смогла меня переубедить уже на полпути.
Как съесть омара, вызвать такси в Нью-Йорке, оплатить интернет через смартфон
Маркетинг момента может пригодиться не только в ресторане, когда нужно продать людям омара или фуагра. Вот пять ситуаций, которые пришли мне в голову:
- Туристические сложности: как вызвать в такси в Нью-Йорке? Как снять комнату в Риме? Как не опозориться на церемонии чаепития в Китае? Инструкции можно подсовывать в гостиницах и кафе, в музеях и на выставках, даже просто весить на улице. Люди, которым это не нужно, не обратят на бумажку внимания (она не должна мозолить глаза). А те, кому действительно нужна помощь, будут страшно благодарны, даже если в правилах поведения на чаепитии будет сказано «Закажите у нас «Чжао Пэ Куэнг Пуэнг» и вежливо поклонитесь, коснувшись головой пола, когда его принесут».
- Новые подходы к старым вопросам. Например, мне бы пригодилась инструкция о том, как оплачивать интернет через мобильник. Вроде бы, я умею пользоваться телефоном, и за интернет платил не раз. Но никак не соберусь разобраться, как делать платеж через смартфон, а это будет очень полезно в поездках.
- Казино, спортивные центры, другие развлекательные места. Здесь люди не хотят потратить деньги на что-то новое, потому что боятся сложности предстоящего занятия. Им пригодятся максимально простые правила, умещающиеся на одном листочке. Желательно, с иллюстрациями.
- Слишком крутые штуки (вроде омара). Не знаете, стоит ли заказывать в баре вот этот супернавороченный коктейль? А если бы рядом было описание вкуса (не подробное, а настроенческое) и его градусоизмерение в стаканах виски? Комментарии в обычном меню – тоже пример маркетинга момента.
- Диапазон цен. Иногда покупатели не знают, какой товар выбрать – за 20, 40 или 60 долларов? Планшет с Wi-Fi или 4G? Рассказать о ситуациях, в которых может пригодиться тот или иной вариант товара – хорошее решение. Возможно, среди этих ситуаций покупатель найдет близкую себе и быстрее сделает выбор.
Не навязывайте клиенту продукт, а помогите ему определиться с выбором – вот вся суть маркетинга момента, пожалуй.