Сегодня я хочу предложить вашему вниманию статью на очень актуальную тему – откаты в отделе продаж. Эта статья опубликована в июньском номере журнала «Управления сбытом». Автор статьи – Максим Горбачев, независимый тренер-консультант, соавтор книги «О.Т.К.АТ. – Особая Техника Клиентской Аттракции».
Традиционно противостояние откатам происходит в сфере закупок, но, несмотря на это выплата «личных бонусов» закупщикам усложняет жизнь и руководству компаний-поставщиков. Ведь часть этих откатов может оседать в карманах собственных продавцов. Следовательно, сначала надо определиться с тем, как бороться с «распилом» откатов в отделе продаж. Благодаря откатам многие менеджеры по продажам за какие-то считанные месяцы успевают «заработать» на квартиру и машину.
Каким же образом продажники осуществляют «распил» откатов:
- «Договор» – менеджер по продажам договаривается с закупщиком о пропорции, в которой делите откатные деньги, «чтобы все были довольны».
- «Недонос» – «продажник» сообщает своему руководству о том, что сотрудник такой-то организации требует откат. Ну и, конечно, отказывается говорить и вообще контактировать по этому вопросу с кем-либо кроме этого менеджера по продажам. Продавец получает откатные деньги и… не доносит их ничего не подозревающему о своей коррумпированности клиенту.
Какие же избежать этого явления в отделе продаж?
Со схемой «Недонос» можно бороться, задействовав альтернативный канал передачи денег: через службу безопасности, путем перечисления на счет закупщика или пластиковую карту. В одной из компаний, занимающейся кабельно-проводниковой продукцией, менеджеры сами носили откаты. Новый директор решил изменить эту ситуацию. Было объявлено, что со следующего месяца все откаты развозит руководитель службы безопасности. Продажники, конечно, старались отвоевать позиции – заявили, что объем продаж в следующем месяце снизится минимум вдвое. Руководство не отступило. В результате объем продаж не изменился, а объем откатов снизился вдвое, и те менеджеры, у которых произошла такая ситуация – работали по принципу «Недонос», попали «под колпак» службы безопасности и вскоре были уволены.
Для борьбы со схемой «Договор» необходимо исключить менеджеров по продажам из процесса переговоров об откате. В некоторых компаниях существует правило: когда клиент намекает на откат, то переговоры с ним ведет руководитель.
В сфере закупок необходимо в первую очередь развести функции поиска поставщиков и принятия решения о закупке. Самый простой способ разделения функций – когда специалист по снабжению по результатам взаимодействия с поставщиками готовит конкурентную таблицу, в которой указываются закупаемая номенклатура, цены поставщиков и условия поставки, а затем предоставляет ее для принятия решения руководителю или собственнику.
Рекомендуется также премировать снабженцев за экономию на закупке. Но при этом необходимо, чтобы отдел маркетинга регулярно проводил мониторинг цен на рынке, а товароведы контролировали качество поставленной продукции. Иначе закупщик купит за две копейки неликвид и получит свою премию.
Этой же цели служит и ценовой мониторинг рынка. Сведения о рыночных ценах на продаваемую продукцию и закупаемые товары сводятся в удобную для восприятия форму, что позволяет руководству оценивать эффективность заключаемых отделом снабжения сделок.
Проведение тендеров (конкурсных торгов) – отличный способ борьбы с откатными схемами закупщиков, а кроме того это позволит еще и выбрать наилучшие предложения на рынке.