Вы старались в детстве не попадать ногой на трещинку в асфальте, представляя что это гигантская пропасть? Вы считали машины желтого цвета или читали вывески, когда возвращались домой с родителями на автобусе или машине? Эти мелочи превращали скучные дела в занятные или веселые. Это была геймификация — применение игровых подходов к неигровым процессам.
Мы выросли, но геймификация работает. Игра лежит в человеке на животном уровне: нам надо соревноваться, чтобы выжить. К этому утверждению добавили азарта компьютерные и видеоигры, с которыми прошло детство большинства молодых людей.
Если кратко:
● Геймификация превращает рутину в увлекательный процесс.
● Игра может продолжаться неопределенно длинный промежуток времени.
● Она нужна только для того, чтобы порадовать людей.
● Она особенно эффективна для молодой аудитории, которая выросла с денди или тетрисом.
Игру используют в бизнесе, в работе, в покупках. Она стала важным инструментом в мотивации персонала. Сегодня деньги почти не работают. Что важнее: интересная, захватывающая работа или нудный 8-часовой рабочий день, после которого можно выпить пива на свою прибавку к зарплате? Не исключаю, что многие выберут второй вариант. Но первый-то очевидно интересней.
Структура геймификации
Любая игра состоит из двух элементов:
● Игровая динамика
● Игровые элементы.
● Правила.
Игровая динамика — это продвижение от старта к финишу. Игровые элементы — это “ачивки”, “бонусы”, “медальки” или просто подарки, которые помогают игрокам на разных этапах и обеспечивают игровую динамику.
Главный в мире проповедник геймификации — предприниматель Юкай Чоу — разработал свой набор ингредиентов для любой игры. Он чуть сложнее и чуть точнее, чем описанный выше.
Где использовать геймификацию
Большинство игр отбирают время человека и не идут на пользу никому, кроме их создателей. Игры ради мотивации повышают продуктивность и лояльность сотрудника.
Игры можно использовать для:
● Повышения интереса к работе.
● Увлеченности жизнью компании.
● Увеличения показателей эффективности.
● Адаптации новых сотрудников или новых инструментов работы (программ, технологий).
● Борьба с плохими привычками — курением, опозданиями, прогулами.
Примеры мотивации
Орифлейм
Лучшие примеры мотивации персонала рождаются в мире сетевого маркетинга. Их продавцы-консультанты работают за воздух: по сути, они сами покупают продукцию, чтобы потом ее перепродать своим друзьям. Почему они продолжают это делать? С таким же успехом они могли делать это с сахаром, гречей и кучей других вещей. Почему именно Орифлейм набирает обороты?
Руководство придумало множество мотивационных программ. Ключевая называется “Профи-клуб”. Его участники — активные продавцы консультанты, которые постоянно повышают планку продаж. Им предоставляются подарки, льготные условия кредитования, большие скидки.
Есть и более мелкие программы. У метро и на улицах иногда можно встретить женщин, которые пытаются всучить каталоги или что-то продать. Их мотивирует шанс встретиться со знаменитостью. Компания устраивает концерты, на которые попадают лучшие из лучших. Среди звезд, которые уже сотрудничали с Орифлейм — Roxette, Деми Мур и многие другие.
Omnicare
Omnicare производит и продает лекарственные препараты. В какой-то момент руководство компании обратило внимание, что служба поддержки сайта работает крайне вяло, хотя все ее сотрудники обладают богатым опытом и знаниями в своей области.
Решено было геймифицировать продуктивность и вручать денежные бонусы всем, кто выполнял определенный план. Однако, это команде не понравилось: сотрудники службы поддержки постоянно думали, что за ними следят. Кое-кто даже предпочел сменить работу.
Тогда план был изменен. Вместо денежных бонусов появились краткосрочные выгоды, вместо посторонних оценок эффективности появились личные отчеты, которые демонстрировали честность с одной стороны и доверие с другой.
Геймификация на заказ
Мотивационно-геймификационная программа может быть очень простой: выполни план — получи награду. Ее можно внедрить хоть завтра.
Она же может быть многоуровневой и долгосрочной. Есть уже даже HR-компании, которые разрабатывают программы-игры на заказ, применяя опыи и специальные знания специалистов из разных отраслей.
Минусы геймификации
В России о геймификации еще только начинают узнавать, а на Западе, по данным портала Gartner’s Hype Cycle, она сдает позиции.
Главная причина спада — игра мотивирует не то, что должна была мотивировать изначально. Например, вместо реальной эффективности она порождает видимость работы. Вместо увлеченности работой она порождает увлеченность игрой.
Лучший способ этого избежать — в процессе игры показать сотрудникам реальные ценности работы, показать, как персонал важен компании. Награждать — и четко говорить, за что эта награда.
Если у вас есть проседающие показатели, попробуйте поправить их игрой. Секрет хорошей геймификационной программы — краткосрочность, достижимая цель, четкие правила, доверие и награды. Награды должны быть как финансовыми, так и эмоциональными — они культивируют ценности компании.
А если вы хотите более глубокого разговора на тему мотивации персонала и повышения эффективности работы сотрудников, приходите 24-25 июня на конференцию «Управление персоналом-2015» в Москве.
Подробная программа и регистрация на сайте: http://conference.image-media.ru/hr2015/