Гипермаркеты сети Walmart похожи на российские «Пятерочки» — помятые бутылки молока, гнилые фрукты, валяются пустые коробки и ящики, между рядами ходят хмурые продавщицы. Зато все продукты на порядок дешевле, чем в других магазинах, и есть своя органическая линейка съестного.
За последние 18 месяцев продажи Walmart заметно снизились: подводят магазины, открывшиеся меньше года назад. Сеть стала настолько большой, что за всеми филиалами усмотреть нет возможности. Не хватает и рабочих рук: корпоративными правилами прямо запрещено ставить сверхурочные.
На днях в сеть была слита новая «срочная» памятка для администраторов всех гипермаркетов, цель которой – вернуть поток прибыли в привычное русло. В памятке также учитываются самые популярные жалобы, поступившие от покупателей в последние годы.
Вот три пункта, на которые стоит обратить внимание всем розничным продавцам продуктов:
1. «А вы бы сами это купили?» — правило, которым должен руководствоваться каждый работник магазина. Взгляд упал на прилавок с фруктами – проверь, нет ли там гнилых яблок и груш. Всегда думай о том, купили ли бы вы это для себя и своей семьи.
Кстати, в прошлом году Walmart запустила программу 100-процентного возврата денег недовольным покупателям, если они случайно покупают несвежие овощи или другие скоропортящиеся продукты.После запуска программы все магазины сети сосредоточились на том, чтобы прилавки всегда были полны свежими помидорами и огурцами, но все равно иногда что-то уходит из-под носа. Падение прибыли отчасти обусловлено этими упущения.
2. Памятка дает менеджерам свободу в придумывании акций для реализации скоропортящихся продуктов, в первую очередь, мяса и молока. Одновременно с этим вводится обязанность фиксировать точное количество испорченных и выброшенных на помойку мясных продуктов. Они приносят наибольший минус компании.
3. Для каждой категории скоропортящихся продуктов введено свое «время уценок» — час , после которого эта еда продается со значительной скидкой. Для продуктов, произведенных вечером для ночных продаж, это время наступает в семь утра.
Еще год назад менеджеры сети не могли назначить сотрудников, которые будут отвечать за дисконтирование продуктов, которые вскоре станут негодными к использованию. Сверхурочные назначать было нельзя, а задача требовала нескольких пар рук и часов.
И конечно, памятка напоминает, что главная цель любого менеджера любого магазина – это продажи.
Аналитики склонны считать, что причина провала в прибыли Walmart кроется в корпоративных устоях. Консультант по розничным продажам Берт П. Фликингер комментирует ситуацию так:
«Тот факт, что элементарные вещи вроде замены просроченных продуктов свежими не выполняется в Walmart каждый день, свидетельствует о полном внутреннем развале и неспособности подготовить штат адекватных продавцов».
После кризиса 2008 года, когда компании пришлось сильно сокращать штат сотрудников, восстановить баланс сил так и не удалось. Раньше за торговым залом приглядывали пять администраторов, теперь – только один. Раньше на его плечи ложились задачи по урегулированию всех вопросов с клиентами и помощь продавцам-кассирам, сегодня к ним добавилось обслуживание прилавков. Отсюда – 30-минутные очереди, в которых парятся и мучаются покупатели.