Активные продажи представляют собой полный цикл действий, совершаемых продавцом, и имеющих целью получение денег в качестве оплаты за проданный клиенту товар или услугу. Как цикл, активные продажи включают в себя поиск клиента, налаживание контакта с клиентом, предложение товара/услуги, переговоры с клиентом, работу с возражениями, заключение сделки, поддержание контакта с клиентом в целях дальнейшего сотрудничества. Последнее так же важно, как и само заключение сделки, так как работа по поддержанию связи с клиентами повышает их лояльность, привлекает новых покупателей посредством рекламы товара клиентом, да и правило Парето никто еще не отменял: 20% постоянных клиентов приносят компании 80% прибыли. Активные продажи – это необходимый, хотя и не единственный, инструмент продвижения товаров широкого потребления – продуктов питания, канцелярских товаров, расходных материалов, косметики, книг и другой печатной продукции, дисков, а также страховых и прочих услуг. Также активные продажи могут применяться в сфере В2В.
Активные продажи называют еще «прямыми» продажами, так как при таких продажах контакт продавца и покупателя является непосредственным. Впрочем, это не обязательно контакт «лицом к лицу»: активные продажи могут происходить по Интернету, по телефону, по e-mail и так далее. Те сотрудники компании, которые заняты в сфере активных продаж, называются торговыми представителями или менеджерами по продажам. Покупателями же являются как конечные потребители товара, так и торговые точки, в дальнейшем осуществляющие реализацию купленного товара самостоятельно.
Для активных продаж характерна небольшая продолжительность контакта продавца и клиента при большом числе подобных контактов в течение дня. Поэтому от продавца в этом случае требуются умение расположить потенциального покупателя к себе, в ходе диалога постараться понять, что из имеющегося ассортимента может быть ему интересно. Заинтересовав клиента, необходимо провести презентацию товара эффективно и убедительно, суметь обосновать выгодность покупки для клиента. В ходе презентации товара продавец должен реагировать на возражения клиента спокойно и доброжелательно, не вступая в спор, а логично и последовательно развеять все имеющиеся у клиента сомнения в необходимости покупки и о слишком высокой цене товара. Вне зависимости от того, состоялась сделка в этот раз, или нет, необходимо оставить у клиента хорошее впечатление – возможно, в следующую встречу клиент совершит покупку.