Инновационный маркетинг представляет собой концепцию маркетинга, согласно которой фирма для достижения коммерческого успеха должна непрерывно совершенствовать свой продукт и методы маркетинга. Инновационный маркетинг можно определить и как комплекс исследований и мероприятий, направленных на такое совершенствование.
Инновационный маркетинг лежит в основе работы маркетинговой службы предприятия, проводящей исследование рынка и поиски успешной конкурентной стратегии предприятия. В рамках инновационного маркетинга на начальном этапе рынок исследуется на предмет получения сведений об уровне существующего спроса, наличии конкуренции вообще и аналогичных конкурирующих продуктов в частности, динамики поведения потребителя и его предпочтениях. Инновационный маркетинг должен учитывать, что целевая аудитория может довольно длительное время относиться к новому продукту с недоверием и осторожностью. Степень восприимчивости новых идей у разных категорий потребителей также разная. Тут на помощь могут прийти дизайн, улучшенные потребительские свойства продукта и, конечно, его цена.
Далее стратегический инновационный маркетинг будет заключаться в проведении НИОКР, продолжении исследований рынка, реализации НИОКР и запуске продукта в производство. Компания-новатор выходит на рынок со своим новым продуктом, и на время получает инновационную монополию, обеспечиваемую новизной товара и уникальностью технологии его производства. При отсутствии конкуренции компания получает максимальную прибыль от реализации новинки по максимальной цене. Здесь, можно сказать, стратегический инновационный маркетинг заканчивается, и начинается стадия оперативного инвестиционного маркетинга.
Оперативный инновационный маркетинг тесно связан с жизненным циклом нового товара:
— на начальных этапах он способствует созданию каналов сбыта и позиционирует товар на рынке;
— на стадии роста – стимулирует спрос с помощью агрессивной рекламы;
— на стадии зрелости — подготавливает к выходу новый продукт или модификацию существующего товара.
Необходимо отметить, что, помимо развития новых продуктов, внимание инновационный маркетинг уделяет и инструментам продвижения товара, коммерческим программам и различным разработкам в этой сфере. Так, одни из самых последних разработок инновационного маркетинга – партизанский и вирусный маркетинг: инструменты малобюджетные, но чрезвычайно эффективные.