Жизненный цикл магазина представляет собой совокупность стадий, которые проходит магазин с момента начала своего существования и до окончательного закрытия. Магазины, также как и товары, которые в них продаются, проходят определенные этапы жизненного цикла. За появлением магазина следует этап его роста, затем этапы зрелости и спада. Этапы жизненного цикла магазина имеют свои характеристики.
Жизненный цикл магазина начинается с инновации, нововведения, которое может касаться как подхода к розничной торговле, так и места расположения магазина, его ассортимента, форм обслуживания и т.д. Прибыль вначале может быть небольшой или отсутствовать вовсе, однако быстро повышается с ростом продаж. Конкуренты на этом этапе отсутствуют, но риски достаточно высоки. Такая стадия может продолжаться от 3 до 5 лет. Главные задачи на этом этапе – решение организационных вопросов и минимизация инвестиций.
Далее жизненный цикл магазина входит в фазу роста. Магазин развивается, прибыль и продажи увеличиваются, он начинает доминировать на рынке. Появляются конкуренты, но число их невелико, и опасности они не представляют. Основные расходы в этот период приходятся на расширение штата, модернизацию и поддержание роста и влияния на рынке. В конце фазы роста магазин достигает пика прибыльности. В среднем этап роста длится около 8 лет.
Затем жизненный цикл магазина переходит в следующую фазу – фазу зрелости. На этом этапе магазин сохраняет свое влияние на рынке, но прибыль его уменьшается по ряду причин: появляется много новых конкурентов, как прямых, так и косвенных, находящихся на начальных стадиях жизненного цикла, а поэтому более успешных и быстрорастущих. Темпы роста продаж падают, появляются излишки нереализованных товаров. Основная задача магазина – постараться сохранить статус-кво, и как можно дольше держаться «на плаву». Успех в этом может обеспечить профессиональный менеджмент, однако рано или поздно жизненный цикл магазина войдет в фазу спада.
Этап спада характеризуется уменьшением объемов продаж и прибыли, массовым оттоком покупателей. На этом этапе магазин как бы «плывет по течению» в ожидании неминуемого конца. Длительность этой стадии жизненного цикла магазина определить трудно – все зависит от конкретной ситуации.
Жизненный цикл магазина в настоящее время становится все более коротким, поэтому необходимо вести гибкую маркетинговую политику, чтобы своевременно корректировать конкурентные стратегии в соответствии с изменениями стадий жизненного цикла магазина.