Личные продажи – инструмент продвижения товаров и один из способов маркетинговых коммуникаций, используемый для реализации товара потребителю при непосредственном контакте с ним. Личные продажи имеют место, когда продавец в процессе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями представляет свой товар и проводит его презентацию, в результате чего заключается сделка купли-продажи этого товара. Таким образом, для личных продаж характерно ориентирование на немедленную продажу и установление личного контакта с покупателем. Личные продажи широко распространены в промышленном маркетинге, при работе с организациями, в розничной торговле.
Личные продажи осуществляются в несколько этапов, поэтому в процессе личных продаж менеджеру (продавцу) необходимо организовать поиск потенциальных покупателей, их оценку, подготовиться к контакту с ними, наладить личный контакт, в ходе которого провести презентацию товара и демонстрацию его достоинств и возможностей. При возникновении возражений со стороны покупателя необходимо устранить все сомнения, преодолеть противоречия и скептический настрой покупателя, затем заключить сделку купли-продажи, а в дальнейшем осуществлять ее сопровождение.
Преимущество, присущее только личным продажам как компоненту маркетинговых коммуникаций – личный контакт. Личный контакт позволяет продавцу контролировать процесс коммуникации с потенциальным покупателем, гибко реагировать на его поведение, установить обратную связь, сформировать индивидуальный подход к каждому покупателю. Личные продажи имеют задачу сформировать канал сбыта именно при помощи установления доверительных отношений с клиентом. Преимущества личного контакта очевидны: в ходе личного контакта коммутирующие стороны получают возможность вести диалог, используя такие каналы восприятия, как аудиальный, визуальный и кинестетический. Поэтому личные продажи позволяют продавцу быстро сориентироваться и подобрать самые подходящие для конкретного клиента инструменты коммуникации. Личные продажи осуществляются в режиме реального времени и при наличии обратной связи, что позволяет продавцу менять тактику и стратегию переговоров в зависимости от направления диалога с потенциальным клиентом. Также личные продажи позволяют использовать элементы стимулирования сбыта, которые на конкретного клиента окажут эффективное воздействие. Поэтому так важно выяснить, чем клиент в основном руководствуется при совершении покупки.
Но, кроме преимуществ, у этого способа продвижения товара есть и недостатки. В первую очередь, это высокие издержки, в которые входят транспортные расходы, зарплата торгового представителя, обучение и повышение квалификации персонала, рабочее время. Далее, личные продажи не поддаются технологической унификации. Существуют общие стандарты, но успех в таких продажах гарантирован только при творческом подходе торговых представителей к решению вопросов по установлению и поддержанию контакта с клиентом.