Оценка эффективности маркетинговых исследований чрезвычайно важна для принятия управленческих решений, ведь если такое решение принято на основе недостоверных маркетинговых исследований, это может привести к колоссальным потерям и увольнению большого числа работников. Маркетинговые исследования должны быть полными, достоверными и актуальными.
Существует несколько способов оценки эффективности маркетинговых исследований. Одним из наиболее простых считается сравнение и пересчёт показателей на противоречивость. Объём рынка при этом выражается в натуральном или денежном выражении.
При оценке эффективности маркетинговых исследований чрезвычайно важно проверять отношения показателей и логику повествования. Вся полезность исследований может быть сведена к нулю при наличии небольшой ошибки в расчётах.
Теория маркетинга до сих пор не решила некоторые вопросы:
— Обоснованная система оценки эффективности маркетинговых исследований отсутствует. С помощью маркетинговых исследований решаются лишь отдельные вопросы по сбыту товара.
— Эффекты и закономерности маркетинговых исследований не определены. Отсутствует связь между такими исследованиями и экономическими результатами предприятия.
Выявление методов и закономерностей оценки эффективности маркетинговых исследований позволит в значительной степени повысить достоверность, надёжность и качество прогнозируемой информации.
В качестве оценки эффективности маркетинговых исследований принимается эффективность решений, которые были приняты по результатам этих исследований. Но при этом существуют определённые препятствия:
— Временной лаг, т.е. эффект от принятых управленческих решений растянут во времени;
— Присутствие множества факторов и сложность доказательства, что именно эти исследования оказали влияние на правильность/неправильность принятия того или иного решения;
— Из показателей работы предприятия сложно выделять именно те, на которые оказали влияние маркетинговые исследования.
Основные показатели деятельности предприятия зависят от сезонности рынка, воздействия контрагентов, политической ситуации, принимаемых решений, квалифицированности персонала, инфляции и т.д. Следовательно, из всех решений четко выделить те, которые были приняты на основе маркетинговых показателей, и сделать точную оценку эффективности маркетинговых исследований очень сложно.