Оптовые продажи представляют собой коммерческую деятельность, выражающуюся в реализации товаров крупными или мелкими партиями для последующего их использования компанией-покупателем в предпринимательской деятельности. Компания-покупатель в этом случае может приобретать оптовые партии товара для последующей реализации конечному потребителю, или для использования товара в своих производственных циклах. Оптовые продажи в основном имеют место на рынке В2В, и играют большую роль в синхронизации производства и потребления, оптимизируя товародвижение.
Оптовые продажи – один из способов получить максимальную прибыль в короткие сроки и гарант определенной финансовой стабильности, так как отлаженные каналы сбыта, позволяющие осуществлять оптовые продажи регулярно и с гарантированным результатом, дают компаниям возможность точно планировать расходный и доходный бюджет. Несмотря на то, что в оптовых продажах цены, по которым реализуется товар крупными партиями, обычно ниже розничных на 20-40%, один крупный оптовый клиент может принести компании прибыль большую, чем десять розничных покупателей. Оптовыми продажами сравнительно легко управлять, а данные, полученные в ходе заключения сделки, используются для анализа эффективности продаж и прогнозирования.
Оптовые продажи – прерогатива прямых производителей, а также торговых компаний, торговых посредников и официальных дилеров. На оптовых рынках большим спросом пользуются самые различные товары: одежда, обувь, игрушки, канцелярские товары, продукты питания, автомобили и так далее. Оптовые продажи таких товаров осуществляются путем заключения договоров с ритейлерами, делающим закупки с целью дальнейшей перепродажи товаров в розницу. Промышленное оборудование, материалы и сырье для производства закупаются обычно у прямых производителей или через торги, в том числе и на товарных биржах.
Оптовые продажи могут осуществляться при встрече коммивояжеров с представителями компании-покупателя непосредственно, на специализированных ярмарках, а могут быть результатом торгов. Торги проводятся как в виде конкурсов (закрытых или открытых), так и в виде аукционов, в ходе которых стартовую цену повышают (английская система) или понижают (голландская система, редукцион), а также путем запроса котировочных цен. Международная оптовая торговля существует также во многом благодаря биржам, на которых торгуются стандартные партии однородных товаров. К биржевым товарам относятся сырье (нефть, уголь, цветной металл), сельскохозяйственная продукция (зерно, масло и т.д.).
Оптовые продажи подразумевают обычно безналичный расчет, когда оплата осуществляется путем перечисления средств полностью или частями на счета компании-продавца до или после получения товара. Также оплата оптовых партий товара может осуществляться с помощью чеков, векселей, факторинга, клиринга, аккредитивов.