Технологии менеджмента качества призваны создать эффективную систему менеджмента качества продукции и укрепить позиции компании на рынке. Технологии менеджмента качества применяются на всех этапах жизни товара, начиная с разработки нового товара и его производства, и сопровождая товар в дальнейшем.
Современные технологии менеджмента качества имеют в своей основе стратегию повышения эффективности компании, и основаны на процессном подходе. В зависимости от того, какая поставлена управленческая цель, и каков набор ключевых показателей эффективности, технологии менеджмента качества можно определенным образом сгруппировать. В первую группу включены технологии менеджмента качества, в основе которых лежит воздействие с целью оптимизации на все бизнес-процессы в компании. К таким технологиям относятся непрерывное совершенствование, инжиниринг и реинжиниринг, перепроектирование (также называемое концентрированным улучшением). Необходимо обратить внимание на то, что все перечисленные технологии менеджмента качества взаимоисключающие, и применение той или иной технологии осуществляется руководством компании после анализа стратегического управления в соответствии с поставленными целями и разработанными бизнес-проектами. Инжиниринг представляет собой проектирование процессов менеджмента качества с нуля, и чаще выбирается при завоевании ниши на рынке молодыми компаниями. Соответственно, реинжиниринг предпочтителен для компаний, уже имеющих определенный вес на рынке, и стремящихся удерживать завоеванные позиции или улучшить их. Такие технологии менеджмента качества, как непрерывное улучшение качества и концентрированное улучшение, связаны с повышением эффективности за счет внутренних ресурсов компании, оптимизацией бизнес-процессов.
Повышение эффективности менеджмента качества может быть достигнуто и с помощью технологий, не связанных с бизнес-процессами. Бенчмаркинг, например, позволяет сравнить положение компании и ее продукцию с конкурирующими фирмами и выпускаемыми ими товарами. Две технологии менеджмента качества — технология всеобщего управления качеством и менеджмент качества в соответствии со стандартами ISO способствуют повышению степени удовлетворенности потребителей и клиентов компании, а значит, служат укреплению положения компании и максимизации прибыли.
Технологии менеджмента качества могут быть поняты и как информационные технологии, тогда к ним можно отнести CALS-технологию (ИПИ-технологию), которая предусматривает внедрение в компании автоматизированных систем, с помощью которых становится возможным непрерывное развитие и поддержка жизненного цикла товара. К локальным технологиям менеджмента качества относят и анализ FMEA, и функционально-стоимостный анализ, и технологию QFD, методы Тагути и статистическое моделирование процессов.