Стратегическое управление компанией можно определить как деятельность, направленную на достижение компанией запланированных долгосрочных целей. Такими стратегическими целями являются достижение определенного положения компании на рынке, увеличение рыночной стоимости компании, ее прибыли, победа в конкурентной борьбе. Стратегическое управление компанией имеет ориентиром не только интересы компании, но и нужды потребителей, так как без потребителя компания выжить не сможет.
Стратегическое управление компанией включает разработку плана по достижению определенных целей, и организацию работы по их достижению, которая заключается в выполнении конкретных задач и мероприятий. Следовательно, стратегическое управление компанией складывается из стратегического планирования и его реализации — оперативного управления, а также оценки, контроля и коррекции. При этом нужно отличать стратегическое планирование, которое строится на основе анализа изменения внешних и внутренних условий, от долговременного, которое всего лишь экстраполирует существующие условия и тенденции на будущий период. Стратегическое управление компанией представляет собой стратегическое планирование на более высоком уровне, и сочетает гибкость в вопросах изменения стратегий, организационной структуры компании и ее потенциалов в зависимости от изменения внешних условий.
Стратегическое управление компанией проходит несколько этапов, включающих 1) стратегический анализ внешних условий, в которых компания существует и действует, а также внутренней среды компании; 2) определение миссии компании и ее целей; 3) выбор стратегий; 4) реализация выбранной стратегии; 5) оценка результатов и коррекция. Стратегическое управление компанией в зависимости от изменяющейся ситуации использует специфические приемы и методы реагирования на такие ситуации и их предвидение. К ним можно отнести методы многовариантных расчетов, стратегического анализа, прогнозирования, методы управления путем ранжирования задач и так далее.
Стратегическое управление компанией имеет:
— ситуационный характер, благодаря чему существует возможность выбора оптимального варианта действий в зависимости от реальной ситуации;
— системный характер, зависящий от объекта стратегического управления, его масштаба, уровня, сферы деятельности и т.д.;
— конкурентный характер (нацелено на достижение конкурентного преимущества компании на рынке).