Управление стоимостью компании – относительно новая концепция управления, согласно которой основной задачей менеджмента компании является капитализация денежных потоков. Управление стоимостью компании подразумевает направление стратегических и оперативных управленческих решений на максимизацию стоимости компании. Управление стоимостью компании состоит в поиске решений, которые обеспечивают непрерывный, динамичный темп роста стоимости компании, и для достижения этой цели важны усилия всех сотрудников компании, будь это топ-менеджер или обычный рабочий.
Управление стоимостью компании отказывается от ставших неэффективными в современных условиях бухгалтерских критериев оценки успешности деятельности компании, и руководствуется только одним критерием – вновь добавленной стоимостью. Такой подход обеспечивает и конкурентные преимущества компании, и максимальное благосостояние ее собственников (акционеров), и высокую ликвидность компании (конвертируемость в денежные средства).
Управление стоимостью компании можно представить в виде совокупности взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, образующих единую систему управления, и позволяющих достичь положительного прироста стоимости компании. Элементами этой системы являются управленческий и финансовый учет, бюджетирование, финансовое планирование, мониторинг. Именно благодаря существованию такой системы появляется возможность принимать обоснованные финансовые решения, касающиеся изменения активов компании, открытия новых направлений в бизнесе, новых производств, реструктуризации компании, и так далее.
Управление стоимостью компании как система создается поэтапно, и в своем становлении проходит несколько последовательных стадий. Вначале создается комплексная модель стоимости компании на базе полученных в результате бизнес-диагностики данных. Затем формируются стратегии развития компании (средне- и долгосрочные) и максимизации ее стоимости. На стадии бюджетирования стоимости формируется генеральный бюджет и утверждается программа увеличения рыночной стоимости компании на конкретные периоды. В дальнейшем управление стоимостью компании заключается в реализации разработанных стратегий и достижении поставленных целей. Завершает цикл отчетность о стоимости, в ходе составления которой подготавливаются специальные и общие отчеты. На основании этих отчетов возможно сделать анализ полученных результатов, оценить факторы, за счет которых увеличилась стоимость компании, и провести корректировку стратегий и мероприятий. Своевременное реагирование на изменяющиеся условия рынка и корректировка управленческих решений обеспечивают перманентный процесс совершенствования системы управления стоимостью компании.