Почему на первом месте должна быть еда, а не самолеты и девушки

Большинство хороших маркетологов просыпаются ночью в липком холодном поту с горящими от ужаса глазами от одного и того же кошмара – коммодитизации. Иными словами, они боятся что покупателям в их сегменте будет без разницы, у кого покупать товар – все компании окажутся одинаково хороши (или плохи, к сожалению).

Есть проблема посущественней обезличивания: когда самим продавцам без разницы, хуже или лучше они своих конкурентов. К таким подходишь и спрашиваешь: «А чем вы лучше вон тех, через дорогу?». И получаешь или молчание, или «Не знаю». Зачем вообще тогда делать бизнес?

Но в этом блоге редко находится место грустным примерам. Давайте посмотрим, как решают проблему коммодитизации авиакомпании, которых частенько называют «автобусы с крыльями» за их одноликость. Они летают по одним и тем же маршрутами, одними и теми же самолетами независимо от того, насколько весела стюардесса и какой дизайн у обивки сидений.

«В прежние времена  мини-юбки на стюардессах решили эту проблему. Но сейчас от мини-юбок у пассажиров рябит в глазах. И единственное, что может стать козырем авиакомпании – это сервис»,  — говорит  Рокко Киприано, президент и основатель консалтинговой компании Aviation Marketing..  – «И я не знаю лучшего способа показать классный сервис, чем до отвала накормить пассажира вкусностями». С  учетом сухого бисквита и резиновой курочки, которые царствуют в авиакухне последние 50 лет, такое заявление выглядит смелым.

В 1960 году компания Air France приобрела себе несколько новых узкофюзеляжных боингов. Они были воплощенной утонченностью и так и просились на рекламные плакаты за место стройных стюардесс. Самолеты были не просто изящными и красивыми, они еще и летали быстрее, и обходились дешевле. Экономия для каждого пассажира на примере перелета Париж — Нью-Йорк составляла около 500$ (по меркам сегодняшнего дня это примерно 4000$). Красавцы, одним словом.

Но эти же чудо-боинги купили все остальные перевозчики! И тогда французы решили выделиться тем, что всегда у них получалось лучше всего остального мира: кухней.

На этом рекламном плакате 1960-го года не кто иной,  как Грегори Пек, звезда фильма «Убить пересмешника».  Да, это не красивый узкофюзеляжный боулинг, это секс-символ западной киноиндустрии. А что перед ним? Лобстер, паштет из фазаньей печени и, конечно, бутылка каберне.

«Замените фирменное сидение авиакомпании – и перед вами пятизвездочный ресторан» — говорит об этом плакате все тот же Киприани. — «Они должны были потратить огромную сумму на Грегори Пека. Он сопоставим с сегодняшним Джонни Деппом».

Теперь летим в год 2013-ый. Самолеты такие быстрые, что за время путешествия над Атлантикой не успеваешь проголодаться. Сиденья оборудованы всем, чем можно. Разве что туалета не хватает – приходится идти. Но даже с таким изобилием услуг, меню по-прежнему является маркетинговым лифтом для любой авиакомпании. Его испробовали на себе Emirates., которые уже два года удерживают статус крупнейшего в мире международного авиаперевозчика. Их, правда, любят. Они, правда, вкусно кормят.

Emirates Airlines позаботились не только о еде, но и о ее презентации. На сайте авиакомпании сказано, что «все блюда подаются в посуде из китайского фарфора на льняной скатерти».

Да, редко удается говорить об авиакомпаниях в положительном ключе, но это всегда приятно. Конечно, еда – не универсальный инструмент маркетинга. Но и мы не о ней. И увы в случае с российскими авиакомпаниями рассказать просто нечего. Если в бизнес-классе и удается иногда попробовать что-то похожее на вкусную еду, то в экономе все как в школьной столовой.

 

 

Поделиться