Категории маркетинга представляют собой социально-экономические понятия, нужды и стимулы, которые двигают человеком в процессе принятия им решений, в том числе о покупке товара или услуги. Эти категории маркетинга раскрывают сущность маркетинга как деятельности, направленной на доведение товара или услуги до потребителя. Основные категории маркетинга – это нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.
В основе маркетинга лежит нужда человека, ощущение недостатка, нехватки определенных благ, как на физиологическом уровне, так и на уровне личном и социальном. Следующая категория маркетинга – потребность, соответствующая уровню личности человека форма удовлетворения его нужд. Потребности ограничены финансовыми возможностями, а вот нужды практически безграничны, поэтому люди вынуждены искать максимально удовлетворяющие их товары в рамках своих финансовых возможностей. Запрос, как вид потребности, подкрепляется дополнительно покупательной способностью. Товар – следующая категория маркетинга. Товар в той или иной степени может удовлетворить практически любую потребность. Удовлетворяющие наши нужды товары являются ассортиментом выбора.
Следующие категории маркетинга – обмен, сделка и рынок. Обменом называют получение желаемого с одновременной отдачей чего-либо взамен. Сделка являет собой коммерческий обмен субъектов определенными ценностями. Этот обмен может быть и бартером, и классической денежной сделкой. А сделка совершается на рынке, который представляет собой совокупность общественных отношений в ходе совершения обмена, связанного с реализацией товаров и услуг.
Изучая такие категории маркетинга, как нужды и потребности, отслеживая их изменения, можно полученные данные использовать при производстве и продаже товаров, способных удовлетворить эти потребности. Анализируя все категории маркетинга, можно изучать спрос, корректировать предложение, а также влиять на спрос и формировать у людей новые потребности – то есть, решать задачи маркетинга, реализуя стратегию маркетинга компании, и достигая в ходе этой реализации ее целей: развития, получения прибыли, завоевания доли рынка и т.д.