Маркетинг B2C – это набор инструментов для стимулирования сбыта и продвижения товара на рынке B2C, то есть на таком рынке, где в роли потребителя выступает физическое лицо (лица), приобретающее товар для личного использования, которое не связано с дальнейшей коммерческой деятельностью, поэтому маркетинг B2C еще называют потребительским маркетингом. Также маркетинг B2C служит для изучения и анализа рынка, прогнозирования объемов продаж, изучения и стимулирования спроса. Основная задача маркетинга в сфере B2C – привлечение, удержание и возвращение клиентов.
Маркетинг B2C подразумевает короткий цикл продаж, для которого необходим личный подход к потребителям. Поэтому достижение целей компании возможно с помощью массового охвата клиентов и снижения цен. При этом маркетинг B2C способствует поддержанию коммуникаций с потребителями, находящимися на любом удалении от компании, что расширяет географию продаж. Маркетинг B2C использует такие способы удержания и привлечения новых клиентов, как программы лояльности, дисконтные программы, розыгрыши призов.
Маркетинг B2C служит изысканию новых мотивов потребления товара, стимулирует интерес к товару у целевой аудитории и помогает потребителю сделать выбор в пользу принятия решения о покупке товара. Чтобы выполнить эту задачу, маркетинг B2C разрабатывает комплекс мероприятий, программу действий, благодаря которым устанавливается взаимодействие с потребителями. Элементами такой программы взаимодействия являются разнообразные рекламные акции, презентации, промоакции (сэмплинг, спэинг), раздача флаеров и листовок, подарков, предоставление скидок, бонусных упаковок, а также консультации. Нередко используется и такой провокационный метод, как обмен товара на аналогичный товар конкурирующих фирм.
Однако маркетинг B2C имеет и недостатки, к числу которых можно отнести занижение розничной цены на товар, обесценивание бренда, а также уменьшение охвата целевой аудитории, так как привыкшая к скидкам и бонусам аудитория будет ждать установления очередных преференций.