Модель управления компанией – это совокупность представлений о том, как в теории должна выглядеть система управления, как она должна воздействовать на объект управления, как должна адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, чтобы компания могла не только существовать, но и достигать намеченных целей, развиваться и получать прибыль. Мировой опыт менеджмента знает немало моделей управления, которые в различных условиях дают положительный эффект, поэтому можно при выборе модели управления компанией позаимствовать уже готовую модель, но можно и создавать модели управления компанией из наиболее подходящих элементов различных управленческих моделей.
Модели управления компанией включают в себя в качестве элементов принципы управления, цели, задачи, организационную структуру, мотивацию, анализ, мониторинг и контроль, политику компании, ее ценности и корпоративную культуру. Модели управления компанией можно классифицировать по основным критериям. Например, в зависимости от того, какой вид собственности на средства производства преобладает, модели управления компанией могут быть капиталистическими, социалистическими или корпоративными. По характеру реализации властных полномочий модели управления компанией делятся на авторитарные и демократические, по управленческим признакам различают следующие модели управления компанией: корпоративная модель (IBM), модель 7-С, модель управления по результатам. Если классифицирующим признаком выступает отношение к изменениям внутренней и внешней среды, то модели управления компанией делят на традиционную, консервативную, ситуационную, адаптивную, инновационную, прогнозную.
Модель управления компанией выбирает ее руководитель. Основными параметрами модели управления компанией являются влияние руководителя и относительная важность этапов управления – планирования, бюджетирования, исполнения, контроля. Если даже всего лишь один из этих этапов не обеспечен руководителем и исполнителями, то такие модели управления компанией считаются неполными. Неполные модели управления компанией (например, опекающая модель) неэффективны, и не гарантируют достижения цели компании. Если же процессы управления полностью обеспечены на каждом из этапов, то такая модель управления относится к полным моделям, и способна обеспечить компании достижение поставленных целей. К полным моделям можно отнести авторитарную, коллегиальную, поддерживающую, развивающую модели управления компанией, а также их комбинации.