Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных и постоянно взаимодействующих элементов. Элементы менеджмента качества, образующие эту систему, описываются специальными стандартами качества. Стандартизация и сама представляет собой один из важнейших элементов всего механизма менеджмента качества продукции, так как устанавливает строгие правила для упорядочения деятельности, достижения экономии и обеспечения высокого качества продукции при соблюдении правил техники безопасности. Существующие сегодня международные стандарты качества продукции описывают элементы менеджмента качества в виде перечня, причем этот перечень тем короче, чем короче жизненный цикл товара.
Элементы менеджмента качества можно объединить в основные группы: 1) цели и задачи (планирование) компании; 2) политика компании в области менеджмента качества; 3) анализ, измерение и улучшение; 4) предупреждающие и корректирующие воздействия; 5) структура и ответственность; 6) анализ, выполняемый руководством компании; 7) измерение и мониторинг; 8 ) непрерывное улучшение. Если объединять элементы менеджмента качества еще более укрупненно, то тогда групп получится всего пять: установление политики качества, планирование качества (планирование товаров и процессов, разработка обязанностей в области качества), управление качеством (управление процессом производства, проверка качества, анализ), обеспечение качества (ведение необходимой документации, подтверждающей качество, содержащие данные по качеству, аудит качества) и улучшение качества.
Однако более наглядным представляется рассмотреть элементы менеджмента качества по отдельности, тем более в международных стандартах элементы менеджмента качества составляют небольшой перечень из 20 позиций:
- Ответственность за качество со стороны руководства компании (полномочия и ответственность сотрудников оформляются документально, определяются ресурсы всех видов для выполнения политики в сфере менеджмента качества, назначается уполномоченное по качеству лицо).
- Документация (принятие Руководства по качеству, инструкций и планов развития менеджмента качества).
- Анализ договоров на поставку товара (разработка инструкций для службы маркетинга по анализу контрактов и договоров).
- Управление документацией в компании.
- Управление закупками.
- Контроль комплектующих (материалов, сырья).
- Идентификация продукции.
- Управление производственными процессами.
- Контроль качества продукции.
- Проверка и испытание оборудования.
- Маркировка и сортировка брака.
- Менеджмент утилизации брака.
- Предупреждающие и корректирующие мероприятия.
- Упаковка, транспортировка, поставка и хранение товаров.
- Управление информацией по качеству.
- Аудит качества товара.
- Кадровая политика компании, обучение сотрудников.
- Техническое (сервисное) обслуживание продукции.
- Применение методов статистики при принятии управленческих решений.
- Юридическая ответственность и безопасность продукции.