Элементы менеджмента качества

Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных и постоянно взаимодействующих элементов. Элементы менеджмента качества, образующие эту систему, описываются специальными стандартами качества. Стандартизация и сама представляет собой один из важнейших элементов всего механизма менеджмента качества продукции, так как устанавливает строгие правила для упорядочения деятельности, достижения экономии и обеспечения высокого качества продукции при соблюдении правил техники безопасности. Существующие сегодня международные стандарты качества продукции описывают элементы менеджмента качества в виде перечня, причем этот перечень тем короче, чем короче жизненный цикл товара.

Элементы менеджмента качества можно объединить в основные группы: 1) цели и задачи (планирование) компании; 2) политика компании в области менеджмента качества; 3) анализ, измерение и улучшение; 4) предупреждающие и корректирующие воздействия; 5) структура и ответственность; 6) анализ, выполняемый руководством компании; 7) измерение и мониторинг;   8 ) непрерывное улучшение. Если объединять элементы менеджмента качества еще более укрупненно, то тогда групп получится всего пять: установление политики качества, планирование качества (планирование товаров и процессов, разработка обязанностей в области качества), управление качеством (управление процессом производства, проверка качества, анализ), обеспечение качества (ведение необходимой документации, подтверждающей качество, содержащие данные по качеству, аудит качества) и улучшение качества.

Однако более наглядным представляется рассмотреть элементы менеджмента качества по отдельности, тем более в международных стандартах элементы менеджмента качества составляют небольшой перечень из 20 позиций:

  1. Ответственность за качество со стороны руководства компании (полномочия и ответственность сотрудников оформляются документально, определяются ресурсы всех видов для выполнения политики в сфере менеджмента качества, назначается уполномоченное по качеству лицо).
  2. Документация (принятие Руководства по качеству, инструкций и планов развития менеджмента качества).
  3. Анализ договоров на поставку товара (разработка инструкций для службы маркетинга по анализу контрактов и договоров).
  4. Управление документацией в компании.
  5. Управление закупками.
  6. Контроль комплектующих (материалов, сырья).
  7. Идентификация продукции.
  8. Управление производственными процессами.
  9. Контроль качества продукции.
  10. Проверка и испытание оборудования.
  11. Маркировка и сортировка брака.
  12. Менеджмент утилизации брака.
  13. Предупреждающие и корректирующие мероприятия.
  14. Упаковка, транспортировка, поставка и хранение товаров.
  15. Управление информацией по качеству.
  16. Аудит качества товара.
  17. Кадровая политика компании, обучение сотрудников.
  18. Техническое (сервисное) обслуживание продукции.
  19. Применение методов статистики при принятии управленческих решений.
  20. Юридическая ответственность и безопасность продукции.
Поделиться