Концепции менеджмента качества

Концепции менеджмента качества, существующие в настоящее время, были изложены и систематизированы во второй половине прошлого века выдающимися учеными  У. Демингом, Д. Джураном, А. Фейгенбаумом, Г. Тагути и другими.

Собственно, Деминг, который считается американским гуру качества, свои идеи постоянно дорабатывает и модернизирует, поэтому в его случае трудно выделить определенные концепции менеджмента качества. Скорее, вся его научно-исследовательская деятельность и работа может быть рассмотрена на концептуальном уровне.  Одно из ценнейших его достижений – теория глубинных знаний, в которую входят теория систем, теория изменчивости, теории психологии и познания. Роль теории глубинных знаний важна для понимания такой концепции менеджмента качества, как концепция постоянного (непрерывного) улучшения. До этого в менеджменте качества господствовала идея оптимального качества, дальнейшее улучшение которого нецелесообразно экономически.

Автор «Справочника по управлению качеством», Дж. Джуран, является также автором концепции менеджмента качества, которая получила название AQI, или концепция ежегодного улучшения качества. Главное внимание в концепции менеджмента качества Джурана сосредоточено на важности принятия стратегических решений, долгосрочных результатах и высокой конкурентоспособности. Для реализации концепции менеджмента качества AQI в компаниях должны быть разработаны комплексы мероприятий,  предусматривающие составление каждый год новой программы по улучшению качества, разработка методов оценки качества, его измерения и улучшения, внедрение в практику статистических методов, совершенствование административной сферы компании.

Название концепции менеджмента качества А. Фейгенбаума —  TOQ (концепция  тотального управления качеством). Сформулированная в пятидесятых годах прошлого века, эта концепция через десять лет стала практически философией в области менеджмента предприятия. Согласно этой концепции менеджмента качества управление качеством должно быть всеохватно, затрагивать все стадии производства, все уровни руководства предприятия в ходе реализации экономических, технических, организационных и прочих мероприятий.

Японский ученый-статистик Г. Тагути является автором концепции менеджмента качества, которую сам называл «инжинирингом качества». Основная идея этой концепции менеджмента качества – повышение качества при снижении расходов.

Поделиться