Функции менеджмента качества

Функции менеджмента качества представляют собой всю деятельность по управлению качеством, то есть являются функциями управления, имеющими специфическое, прикладное значение. Функции менеджмента качества, таким образом, образуют организационно, структурно, ресурсно выделенную и обособленную подсистему общего менеджмента. Функции менеджмента качества осуществляют различные субъекты  управления – и отдельные лица, и структурные подразделения, действующие на различных иерархических уровнях.

Функции менеджмента качества можно разделить на несколько групп, в зависимости от уровня решаемых с их помощью задач. Основные функции менеджмента качества заключаются в планировании и разработке методов обеспечения качества, контроле качества и стимулировании качества. Некоторые исследователи предлагают более подробный перечень, включая в него такие функции менеджмента качества, как  формирование проектного качества продукции, планирование потребительского качества продукции, обеспечение, сохранение, улучшение качества продукции и контроль за качеством. Однако контроль здесь понимается не как отделение качественных изделий от некачественных после завершения производственного процесса, а как функция менеджмента качества, благодаря которой брак и его причины выявляются на всех этапах производственного цикла, причины брака устраняются, и обеспечивается улучшение качества продукции.

В целом функции менеджмента качества весьма многочисленны. К блоку планирования и разработки методов обеспечения качества можно отнести:

1) прогнозирование потребностей ранка в отношении технического уровня продукции и ее качества;

2) стандартизация и нормирование требований к качеству продукции, планирование повышения ее качества;

3) разработку новых товаров;

4) организацию взаимоотношений, касающихся качества продукции, с поставщиками сырья, комплектующих, полуфабрикатов и материалов.

Блок контроля за качеством включает такие функции менеджмента качества, как:

1)   обеспечение на всех стадиях жизненного цикла товара его стабильно высокого уровня качества;

2)      непосредственный контроль качества товара и проведение испытаний;

3)        учет и отчетность по качеству продукции, анализ изменения ее качества, профилактика брака;

4)        аттестация технологических процессов, самой продукции, рабочих мест и работников внутри фирмы;

5)      сертификация продукции, системы менеджмента качества организации и пр.;

6)      ответственность за качество;

Стимулирующие функции менеджмента качества заключаются в поощрении за достигнутый и постоянно повышаемый уровень качества, а к частным функциям управления   можно отнести такие функции менеджмента качества, как повышение квалификации кадров, технологическое, финансовое, правовое, метрологическое, материально-техническое и организационное обеспечение управления качеством продукции.

Поделиться