Функции менеджмента качества представляют собой всю деятельность по управлению качеством, то есть являются функциями управления, имеющими специфическое, прикладное значение. Функции менеджмента качества, таким образом, образуют организационно, структурно, ресурсно выделенную и обособленную подсистему общего менеджмента. Функции менеджмента качества осуществляют различные субъекты управления – и отдельные лица, и структурные подразделения, действующие на различных иерархических уровнях.
Функции менеджмента качества можно разделить на несколько групп, в зависимости от уровня решаемых с их помощью задач. Основные функции менеджмента качества заключаются в планировании и разработке методов обеспечения качества, контроле качества и стимулировании качества. Некоторые исследователи предлагают более подробный перечень, включая в него такие функции менеджмента качества, как формирование проектного качества продукции, планирование потребительского качества продукции, обеспечение, сохранение, улучшение качества продукции и контроль за качеством. Однако контроль здесь понимается не как отделение качественных изделий от некачественных после завершения производственного процесса, а как функция менеджмента качества, благодаря которой брак и его причины выявляются на всех этапах производственного цикла, причины брака устраняются, и обеспечивается улучшение качества продукции.
В целом функции менеджмента качества весьма многочисленны. К блоку планирования и разработки методов обеспечения качества можно отнести:
1) прогнозирование потребностей ранка в отношении технического уровня продукции и ее качества;
2) стандартизация и нормирование требований к качеству продукции, планирование повышения ее качества;
3) разработку новых товаров;
4) организацию взаимоотношений, касающихся качества продукции, с поставщиками сырья, комплектующих, полуфабрикатов и материалов.
Блок контроля за качеством включает такие функции менеджмента качества, как:
1) обеспечение на всех стадиях жизненного цикла товара его стабильно высокого уровня качества;
2) непосредственный контроль качества товара и проведение испытаний;
3) учет и отчетность по качеству продукции, анализ изменения ее качества, профилактика брака;
4) аттестация технологических процессов, самой продукции, рабочих мест и работников внутри фирмы;
5) сертификация продукции, системы менеджмента качества организации и пр.;
6) ответственность за качество;
Стимулирующие функции менеджмента качества заключаются в поощрении за достигнутый и постоянно повышаемый уровень качества, а к частным функциям управления можно отнести такие функции менеджмента качества, как повышение квалификации кадров, технологическое, финансовое, правовое, метрологическое, материально-техническое и организационное обеспечение управления качеством продукции.