Любой процесс продаж имеет своей конечной целью получение денежных средств за проданный товар или услугу. Достижение такой цели становится возможным лишь в том случае, когда деятельность по сбыту в компании осуществляется эффективно. Сбыт в широком смысле включает в себя не только непосредственный контакт продавца и покупателя в момент продажи товара, но и распределение товара, и его хранение, а также транспортировку к местам реализации. Именно от того, насколько эффективно организована система сбыта компании, зависит и ее прибыль.
Система сбыта товаров – одно из ключевых звеньев маркетинга, завершающая стадия производственного цикла компании. Задачи, которые решает система сбыта товаров, бывают тактически и стратегическими. Стратегические задачи системы сбыта связаны с организацией и формированием сбытовых каналов, и заключаются в планировании путей сбыта и выборе типа сбыта – прямого или непрямого, задействующего промежуточные звенья на пути к потребителю, или предусматривающего реализацию товара потребителям без участия посредников. Также к стратегическим задачам относится решение вопросов логистики, связанных с выбором оптимальных каналов сбыта, складированием продукции, и разработка маркетинговых мероприятий в целях эффективного сопровождения товарного потока. К тактическим задачам, которые решает система сбыта, можно отнести работу с существующими клиентами, привлечение покупателей, стимулирование своевременных расчетов, организацию деятельности коммивояжеров, решение вопросов наличия и достаточности торговых запасов на складе, поддержку сбыта маркетинговыми мероприятиями, развитие самообслуживания, учет и контроль над объемами продаж.
Организационно система сбыта может существовать в виде прямого (простая система сбыта) или косвенного сбыта (сложная система сбыта). В первом случае система сбыта характеризуется отсутствием в ходе реализации товаров посреднических звеньев. Такая система сбыта оправдана в случае торговли скоропортящимися товарами, а также в случае, если товар требует специализированного сервиса, себестоимость товара значительно ниже продажной цены, в некоторых других случаях. При косвенном сбыте между компанией-производителем и конечным потребителем существует один или несколько посредников в виде компаний, занимающихся оптовой или розничной торговлей. Косвенный сбыт, в зависимости от числа посредников, может быть интенсивным (большое число посреднических организаций, широкая сбытовая сеть, увеличение продаж, осведомленность потребителей о наличии и качественных характеристиках товара, высокий спрос и повышение прибыли), селективным (ограниченное число посредников при наличии контроля за расходами, связанными со сбытом), и исключительным (минимум посредников, полный контроль над сбытовыми каналами).
Выбор компанией системы сбыта обусловлен постоянно меняющимися условиями: состоянием рынка, объемом товара, готового к реализации, маркетинговой стратегией компании. В зависимости от изменения этих условий система сбыта может меняться путем комбинирования методов сбыта и его организационных форм.