Выкладка в торговом зале – один из инструментов мерчандайзинга, способствующий привлечению большего количества покупателей, увеличению объема продаж, повышению эффективности работы торговых точек, и в конечном итоге увеличивающий прибыль предприятия. Выкладка в торговом зале воздействует на сознание покупателя и его волю, побуждая посетителя магазина сделать покупку, и считается одним из эффективнейших способов стимулирования розничных продаж.
Выкладка в торговом зале обычно осуществляется с учетом пожеланий производителя товара или поставщика, однако для разных групп товаров выкладка в торговом зале имеет свои правила и особенности. Выкладка товара может осуществляться по ценовым параметрам, по бренду или размеру упаковки, по другим группирующим признакам. Обычно за каждой товарной группой в торговом зале закрепляют зону размещения, что для постоянных покупателей очень удобно – они с легкостью ориентируются в магазине и всегда знают, где в торговом зале находится тот или иной товар. Крупногабаритные товары размещают поближе к зонам расчета, чтобы посетителям не приходилось перемещать тяжелые товары через весь торговый зал. Товары, которые требуют ознакомления, располагают, наоборот, подальше от касс и основных проходов магазина, чтобы не образовывались заторы. Там же размещают и товары, пользующиеся частым спросом. Выкладка в торговом зале товаров повышенного спроса осуществляется с учетом правила «Быстрота реализации товара прямо пропорциональна величине площади торгового зала, отведенной под размещение такого товара».
К основным правилам выкладки в торговом зале относят следующие:
— однородный товар выкладывается по вертикали;
— не следует усложнять выкладку – чем проще, тем лучше. Декоративность при выкладке товара уместна только при проведении акций и рекламных кампаний;
— стеллажи и полки не надо переполнять товарами;
— для выкладки товаров, которые необходимо реализовать как можно быстрее, предпочтительнее использовать поверхности, расположенные в метре-полутора от пола;
— сопутствующие товары размещаются у касс в корзинах и кассетах навалом;
— товары бюджетного формата обычно располагают на самых нижних полках.
Выкладка в торговом зале пищевых продуктов, требующих охлаждения, осуществляется в холодильных витринах, при этом колбасы выкладываются в несколько рядов срезами к покупателям, лотки и упаковки располагаются этикетками вверх или обращенными к покупателям. Готовая одежда на плечиках размещается на вешалах и группируется по размеру, полу, возрасту и другим признакам. Иногда отдельными зонами размещают товары, предназначенные для определенной целевой аудитории (для детей, для будущих мам) или по виду товаров (игрушки, напитки, обувь).
Если выкладка в торговом зале осуществлена правильно, она «ведет» посетителя магазина по определенному маршруту в торговом зале и «предлагает» товары, благодаря чему количество продаж магазина увеличивается.