Глядя на Apple, нам часто кажется, что любая, даже очень известная компания может позволить себе практически всё, что угодно. Однако практика показывает — часто продукты, выпущенные не в то время (или с не тем маркетингом) могут утянуть на дно даже мощные мегакорпорации. Я собрал для вас несколько примеров таких продуктов.
- Горные велосипеды S&W
Многие знают компанию Smith&Wesson — это мировой производитель огнестрельного оружия. Раньше компания выпускала револьверы для горячих парней с прерии, а сейчас знаменита своими ружьями и карабинами. И вот в 1997 году компания начала производить… горные велосипеды. Изначально велики покупали только государственные структуры, а в 2002 году компания решили продавать их на широкий рынок. Несоответствие товара и главной специализации компании оказалось таким сильным, что S&W быстро прикрыла производство — велосипеды вообще не продавались.
- Йогурт Cosmopolitan
Женский журнал Cosmopolitan издаётся на 36 языках мира и имеет 58 международных представительств — на волне этого успеха в журнале вдруг придумали выпускать собственную линейку продуктов питания — причём сразу в 100 странах мира. Первым продуктом должен был стать лёгкий биойогурт. В редакции решили, что женщины, помешанные на здоровом питании, будут активно покупать йогурт. Однако реальность быстро разочаровала — за 18 месяцев продаж йогурт принёс только убытки.
- Приставка Microsoft WebTV Plus
В середине 1990-х у руководства Microsoft созрел план захвата рынка телевизионных приставок, которые позволяли бы смотреть телевизор посредством интернет-подключения (вам это никого не напоминает?). Результатом этого плана стала приставка WebTV Plus. Однако продажи не задались с первого дня — пользователи сталкивались с постоянными отказами оборудования, а провайдеры не могли обеспечить устойчиво качественный коннект. В итоге проект свернули в 1997 году, так и не набрав желаемый миллион пользователей.
- Йогуртовый шампунь Clairol
Производитель косметики Clairol в 1979 году задал начало череде громких фейлов в выпуске шампуней, содержащих в своём составе йогурт. Как позже выяснили фокус-исследования, покупателей передёргивало от одной только мысли, что им придётся мыть голову йогуртом. В результате продажи продукта оказались крайне низкими, и уже через два года он был снят с производства. Однако до стих пор находятся компании, желающие повторить участь Clairol — «йогуртовые» косметические продукты появляются на прилавках практически ежемесячно.
- Энергетический напиток Cocaine
Все наверняка знают факт о том, что ранее в состав любимой всеми Coca-Cola входил кокаин, считавшийся в те времена вполне безобидным веществом. В 2007 году Red Bull выпустил на полки новый энергетический напиток под названием Cocaine. В американском обществе поднялась настолько мощная волна негодования, что комиссии по этике пришлось снять продукт с полок, так как он слишком явно пропагандировал наркоманию. Компании Red Bull такая маркетинговая ошибка стоила нескольких десятков миллионов долларов убытка. Кстати, напиток до сих пор можно купить — но только в онлайн-магазине.
- Гей-Барби
В 1959 году вышла достаточно противоречивая версия знаменитого спутника игрушечной Барби — парень был одет в женственного вида одежду и имел серьгу в ухе, что в те годы являлось негласным символом принадлежности к гей-движению. Компанию-производителя игрушек очень быстро затаскали по судам — Гей-Кен был снят с производства через несколько недель после выхода на рынок. Кстати, игрушка считается коллекционной редкостью среди нетрадиционно ориентированных взрослых мальчиков.
- Продукты от Colgate
Одним из самых тяжелых маркетинговых ошибок совершила компания Colgate, представив потребителям серию продуктов питания под собственным брендом. Связь бренда с зубной пастой была очень велика — потребители отказывались покупать даже здоровую, правильно спозиционированную еду. Убытки компании превысили 30 млн. долларов.
- Apple Newton
Не обойдется и без камня в огород Apple — в 1993 году компания представила свой карманный коммуникатор Apple Newton, созданный и выпущенный в «междуджобсовский» период её развития. Невероятно дорогой ($700) коммуникатор продавался крайне плохо — неудивительно, что первым принятым решением вернувшегося Джобса была немедленное закрытие проекта Newton.
- DeLorean
Любители фильма «Назад в будущее» боготворят автомобильную марку DeLorean — такая машина сыграла в фильме одну из главных ролей. Однако мало кто знает, что она же стала главным бизнес-разочарованием Джона ДеЛориана, успешного менеджера, покинувшего General Motors в 1973 году. Основанная им компания, совоим сотни миллионов долларов инвестиций, смогла продать только 9 тысяч автомобилей, после чего разорилась.
Успешный маркетолог, как и умный дурак, учится на чужих ошибках. Давайте помнить провалы других и не допускать их самим.