Балласт или ошибки маркетологов

Глядя на Apple, нам часто кажется, что любая, даже очень известная компания может позволить себе практически всё, что угодно. Однако практика показывает — часто продукты, выпущенные не в то время (или с не тем маркетингом) могут утянуть на дно даже мощные мегакорпорации. Я собрал для вас несколько примеров таких продуктов.

  1. Горные велосипеды S&W

Многие знают компанию Smith&Wesson — это мировой производитель огнестрельного оружия. Раньше компания выпускала револьверы для горячих парней с прерии, а сейчас знаменита своими ружьями и карабинами. И вот в 1997 году компания начала производить… горные велосипеды. Изначально велики покупали только государственные структуры, а в 2002 году компания решили продавать их на широкий рынок. Несоответствие товара и главной специализации компании оказалось таким сильным, что S&W быстро прикрыла производство — велосипеды вообще не продавались.

  1. Йогурт Cosmopolitan

Женский журнал Cosmopolitan издаётся на 36 языках мира и имеет 58 международных представительств — на волне этого успеха в журнале вдруг придумали выпускать собственную линейку продуктов питания — причём сразу в 100 странах мира. Первым продуктом должен был стать лёгкий биойогурт. В редакции решили, что женщины, помешанные на здоровом питании, будут активно покупать йогурт. Однако реальность быстро разочаровала — за 18 месяцев продаж йогурт принёс только убытки.

  1. Приставка Microsoft WebTV Plus

В середине 1990-х у руководства Microsoft созрел план захвата рынка телевизионных приставок, которые позволяли бы смотреть телевизор посредством интернет-подключения (вам это никого не напоминает?). Результатом этого плана стала приставка WebTV Plus. Однако продажи не задались с первого дня — пользователи сталкивались с постоянными отказами оборудования, а провайдеры не могли обеспечить устойчиво качественный коннект. В итоге проект свернули в 1997 году, так и не набрав желаемый миллион пользователей.

  1. Йогуртовый шампунь Clairol

Производитель косметики Clairol в 1979 году задал начало череде громких фейлов в выпуске шампуней, содержащих в своём составе йогурт. Как позже выяснили фокус-исследования, покупателей передёргивало от одной только мысли, что им придётся мыть голову йогуртом. В результате продажи продукта оказались крайне низкими, и уже через два года он был снят с производства. Однако до стих пор находятся компании, желающие повторить участь Clairol — «йогуртовые» косметические продукты появляются на прилавках практически ежемесячно.

  1. Энергетический напиток Cocaine

Все наверняка знают факт о том, что ранее в состав любимой всеми Coca-Cola входил кокаин, считавшийся в те времена вполне безобидным веществом. В 2007 году Red Bull выпустил на полки новый энергетический напиток под названием Cocaine. В американском обществе поднялась настолько мощная волна негодования, что комиссии по этике пришлось снять продукт с полок, так как он слишком явно пропагандировал наркоманию. Компании Red Bull такая маркетинговая ошибка стоила нескольких десятков миллионов долларов убытка. Кстати, напиток до сих пор можно купить — но только в онлайн-магазине.

  1. Гей-Барби

В 1959 году вышла достаточно противоречивая версия знаменитого спутника игрушечной Барби — парень был одет в женственного вида одежду и имел серьгу в ухе, что в те годы являлось негласным символом принадлежности к гей-движению. Компанию-производителя игрушек очень быстро затаскали по судам — Гей-Кен был снят с производства через несколько недель после выхода на рынок. Кстати, игрушка считается коллекционной редкостью среди нетрадиционно ориентированных взрослых мальчиков.

  1. Продукты от Colgate

Одним из самых тяжелых маркетинговых ошибок совершила компания Colgate, представив потребителям серию продуктов питания под собственным брендом. Связь бренда с зубной пастой была очень велика — потребители отказывались покупать даже здоровую, правильно спозиционированную еду. Убытки компании превысили 30 млн. долларов.

  1. Apple Newton

Не обойдется и без камня в огород Apple — в 1993 году компания представила свой карманный коммуникатор Apple Newton, созданный и выпущенный в «междуджобсовский» период её развития. Невероятно дорогой ($700) коммуникатор продавался крайне плохо — неудивительно, что первым принятым решением вернувшегося Джобса была немедленное закрытие проекта Newton.

  1. DeLorean

Любители фильма «Назад в будущее» боготворят автомобильную марку DeLorean — такая машина сыграла в фильме одну из главных ролей. Однако мало кто знает, что она же стала главным бизнес-разочарованием Джона ДеЛориана, успешного менеджера, покинувшего General Motors в 1973 году. Основанная им компания, совоим сотни миллионов долларов инвестиций, смогла продать только 9 тысяч автомобилей, после чего разорилась.

Успешный маркетолог, как и умный дурак, учится на чужих ошибках. Давайте помнить провалы других и не допускать их самим.

Поделиться