Маркетинг для нацистов

В начале 2000-х годов британская марка одежды Lonsdale переживала нелегкие времена — продажи падали, затраты и недовольства акционеров росли. Компания уже подумывала о том, чтобы закрыть часть фабрик и торговых точек, уйдя в вынужденную кому. Но тут неожиданно продажи футболок, рубашек и свитеров с логотипом Lonsdale выросли в несколько раз и продолжали расти в течении некоторого времени. Почему?

Все дело в то, что марку Lonsdale полюбили британские неонацисты, которых в Великобритании насчитывается достаточно большое количество (до 200.000 активных членов). В Великобритании существует закон, согласно которому демонстрация любых нацистских символов карается большим штрафом и даже тюремным заключением (достаточно вспомнить историю с режиссером Фон Тризом). Но британские нацики нашли выход из данного ограничения — они стали покупать футболки, рубашки, джемпера и свитшоты Lonsdale и прикрывать их верхней одеждой так, что становилось видно только четыре средние буквы, NSDA. Сокращенная на одну букву, аббревиатура NSDA означала Национал-Демократическая Партия Германии (NSDAP) — да-да, ту самую, которой руководил Гитлер в 30-40-х годах.

Одежда Lonsdale достаточно быстро стала настоящей униформой нацистов — продажи росли, но вместе с ними росло и раздражение в обществе. Компания, рискующая потерять доверие остальных покупателей (пусть даже их сталось очень немного) и превратиться в нацисткий бренд, стала применять контрмеры: начала поддерживать пацифистов и антифашистов, проводить демонстрации за мир во всем мире и пытаться всеми возможными способами отмыться от позора. Даже логотип Lonsdale переместили с груди на спину, где его трудно было использовать «по-назначению».

Однако в бизнесе, как и в жизни, всегда найдется тот, кто подхватит бразды правления трендом. На волне нацистского успеха Lonsdale на рынке появился бренд Consdaple, который пародировал стиль логотипа Lonsdale, разве что вместо красного льва над надписью появился стилизованный орел Третьего Рейха. Но главное в этом лого то, что теперь нацики могли похвастаться полной аббревиатурой NSDAP на груди.

Одним словом, нет плохих брендов — кто-то решает не терять лицо и стараться поддерживать свой имидж, а кто-то готов мгновенно занять вдруг опустевший рынок. Все дело в желании заработать деньги любой ценой. Но существует ли она вообще, эта таинственная этика маркетинга?

Поделиться