Недавнее банкротство авиакомпании Windjet привлекло активное внимание к теме лоукостеров. Авиакомпании-лоукостеры, предлагающие услуги путешествия самолётом по цене автобуса — это настоящая головная боль для маркетологов. Компания, стоимость услуг которой судорожно колеблется над точкой безубыточности, вынуждена снижать издержки и выжимать прибыль всеми силами. Многие знают о том, что в сотрудникам лоукостеров запрещено заряжать свои мобильные телефоны в офисе — так компании экономят на электричестве. Впрочем, недавно они нашли куда более хитрый способ зарабатывать деньги.
Каждый, кто хоть раз летал лоукостером, знает, что каждый чих пассажира оценивается в дополнительную плату. Во многих авикомпаниях даже регистрация на рейс стоит небольших денег, что весьма странно — не может же пассажир лететь, не зарегистрировавшись (я писал об этом недавно). Однако высший пилотаж лоукостера — это искусство продавать одним пассажирам неудобство других.
Недавно два лоукостера, JetBlue и WestJet разными путями пришли к одной очень простой, но весьма действенной идее — они слегка раздвинули некоторые сиденья эконом-класса и начали продавать образовавшееся свободное место.
У JetBlue эта услуга называется Even More Space — «Больше места». В ближайшее время количество кресел с услугой «Больше места» в самолётах авиакомпании удвоится — с 8 до 16. Однако, как мы понимаем, от желания лоукостеров заработать больше сам самолёт больше не станет — он жестко ограничен в длине салона и максимальной грузоподъемности. Другими словами, если что-то где-то раздвинулось, то что-то где-то должно сдвинуться, и чьи-то коленки должны упереться в чью-то спинку. Ну а что вы хотели за 30 евро? Может, доплатите еще 15 и полетите как барин?
Вообще говоря, идея дополнительного места за дополнительные деньги в ущерб другим пассажирам не нова. В разные годы её пробовали топовые американские авикомпании, желающие заработать на стандартах комфортности, установленных для отрасли авиаперевозок. Однако такие попытки быстро натыкались на очень простой и эффективный инструмент рынка — на конкуренцию. Если Southwest предлагает всем пассажирам эконом-класса подвинуться, а American’s Airlines за те же деньги обеспечивает одинаковый комфорт для всех, то самолёты Southwest полетят полупустыми, а AA гарантировано получит своего пассажира.
Однако с лоукостерами ситуация иная. Это авиакомпании, которые загружены всегда. Недорогой авиаперелёт — это не преимущество, а суровая необходимость. В Европе, где поезда настолько дороги, что уже стали роскошью, возможность долететь из одной страны в другую за 50-70 евро становится едва ли не единственной возможностью попасть туда. В такой ситуации пассажиры будут покупать как узкие, так и широкие места — лететь-то надо. Да и конкуренции лоукостеры практически не боятся, они поделили между собой аэропорты, города и страны. Поэтому старая бизнес-идея обязательно прорастет в новом месте — для неё в нём есть все условия.
Можно ли винить лоукостеров за их жадность? Вряд ли. Для них маркетинг давно перестал быть роскошью — компаниям приходится бороться с повышением цен на топливо, множественными издержками, проблемами и кризисами. Они порой физически не могут поднять цены выше, так как пересекутся предложениями с дешевыми тарифами обычных авиакомпаний и тут же просядут по загруженности салонов.
Хотим мы этого или нет, но в ближайшее время во многих лоукостерах придётся поджать коленки — свободное место для них будет продано тем, кто любит комфорт и готов выложить за него лишнюю десятку долларов. Но те, кому обязательно нужно попасть из пункта А в пункт Б и желательно за небольшую сумму, думаю будут готовы с этим мириться. Главное – улететь. Потому то можно оказаться в ситуации пассажиров авиакомпании Wind Jet, которые и рады бы потесниться на время полета, но сам полет уже под вопросом.