Умение писать красиво и понятно — это важное умение любого современного человека, вне зависимости от его профессии. Однако маркетологу важно писать не просто красиво и понятно, он должен уметь эффективно излагать свои мысли. Если пушкинский Пророк глаголом жег сердца, то маркетолог словом должен продавать, причем продавать умело.
Искусство продажи словами называется копирайтингом. Разумеется, маркетолог не может быть таким же мастером, как профессиональный, опытный копирайтер, но знать основные приемы и инструменты создания продающего текста, без сомнения, должен знать и уметь их применять.
Один из любимых многими инструментов создания продающих текстов основан на известном принципе AIDA: Attention + Interest + Desire + Action.
— Attention (Привлечение внимания) означает, что текст должен заставлять обратить на себя внимание, обязан привлекать.
— Interest (Интерес) отвечает за то, насколько текст интересно читать. Интерес тексту добавляет правильный выбор стиля и грамотное использование метафор.
— Desire (Желание). Продающий текст должен вызывать желание купить. Дело не в ментальном приказе «Купи!», а буквально во вносимом в голову покупателя желании приобрести.
— Action (Действие). Текст должен содержать в себе действие, призыв. Текст без действия не может ничего продать, это словесная тряпка.
Система AIDA — это как система шести шляп Эдварда Де Боно. Она не поможет написать красивый и правильный продающий текст, но поможет проверить уже написанный на соответствие основным показателям качества. Если вы написали коммерческое предложение, а потом, проверив его по AIDA, обнаружили, что в тесте не хватает интереса или действия — вы сразу знаете, что нужно добавить в него.
Однако сама по себе AIDA создавалась и формулировалась отнюдь не для текстов — это система контроля привлекательности продуктов. Соответственно, для ее использования в текстах требуется некоторая доработка — без парочки дополнительных слагаемых успеха продающего текста не обойтись.
Свой вариант системы контроля качества продающего текста я называю С+AIDA+S, или Кайдас. Вот что означает каждая буква-слагаемая:
— C — это Контекст. Прежде чем писать продающий текст, вам нужно внести его в четкий контекст. Пишете коммерческое предложение или письмо потенциальному партнеру? Начните с пары предложений, в которых следует рассказать о том, как вы узнали о его фирме или наоборот, поведайте о себе.
— A — Внимание. Вы должны взять фокус внимания читателя своего текста буквально с первых нескольких предложений. По статистике, 70% бизнесменов формулируют представление о тексте по трем первым предложениям. Именно в них вам нужно сформулировать самое главное. Если вы не создадите внимание к себе в первых нескольких предложениях своего текста, то все остальное просто не будут читать.
— I — Интерес. Продающий текст не должен выглядеть как продающий текст (как это ни странно). Его должно быть интересно читать, вы должны обращаться к читателю как с другу, с которым вы еще не знакомы, но очень хотите познакомиться.
— D — Желание. Создайте желание купить то, что вы хотите продать. Просто представьте себя на месте того, кому вы пишете свой текст и попытайтесь понять, какие слова могут убедить его сделать то, что вам нужно. Понимание своего клиента — вот ключ к манипулированию его желанием.
— A — это Действие. Как я уже говорил, в вашем тексте должно содержаться ненативное действие. Пишите просто и открыто, ненавязчиво побуждайте. Например, вместо «Вы можете позвонить нам по телефону…» напишите «Позвоните нам по телефону…». Старайтесь сосредоточить действие в конце текста.
— S, solution, — это Предложение решения. Не оставляйте читателя вашего текста тет-а-тет с его проблемами и трудностями. Предлагайте решение его проблем. К примеру, у ваш потенциальный заказчик хочет купить карандаши. Вам нужно продать ему карандаши не как канцелярские товары, а как решение его проблем с ними. Не путайте задачу и цель. Вы должны предлагать достижение цели, а не ставить еще одну задачу.
Писать продающие тексты нужно уметь — а если не умеете, nо пора начинать учиться. Система CAIDAS поможет вам значительно улучшить свой уровень написания продающих текстов. Это ваш чек-лист, который поможет не упустить главного. Берите и пользуйтесь на здоровье!